НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. В Великий пост жители Грузии пристрастились к еде из заведений быстрого питания. Данный феномен подчеркивает культурный парадокс, сформировавшийся в этой закавказской республике, где православие является одним из столпов национальной идентичности.
Верующие в Грузии держат 40-дневный пост перед Пасхой. Стараясь приспособиться к грузинскому рынку, американская сеть ресторанов быстрого питания Dunkin’ Donuts, специализирующаяся на мучных кондитерских изделиях и кофе, предлагает посетителям постные пончики-донаты.
Dunkin’ Donuts открыла 3068 ресторанов за пределами США, и ей не впервой перекраивать меню под вкусы жителей различных регионов мира. Но очень позитивная реакция потребителей в Грузии на постные донаты подчеркивает не только любовь грузин к американским брендам, но и влиятельность православия в обществе.
Когда 13 января в Тбилиси открылся первый ресторан Dunkin’ Donuts – по поводу данного события даже устроили церемонию с перерезанием красной ленточки, на которой присутствовали посол США Ричард Норланд и мэр Тбилиси Давит Нармания – огромная толпа ринулась внутрь, чтобы насладиться сладостью донатов c яблочной присыпкой и бостонским кремом. Вскоре после этого в столице Грузии открылись еще два ресторана этой сети.
И тут хорошо известная любовь грузин к американской культуре слилась с их не менее сильной приверженностью православным верованиям. Великий пост в этой стране с населением 5 млн человек многие соблюдают не только в недели, предшествующие Вербному воскресенью (5 апреля по православному календарю), но и на протяжении большей части года.
Круассаны и донаты, включая такие их вариации как «баварские кремовые, карамельные, шоколадные и двойные клубничные», возможно, не покажутся некоторым особо подходящей для поста едой. Но Великий пост в Грузии не обязательно связан с воздержанием и самоограничением. Часто в пост просто переходят на нескоромные вариации обычных продуктов питания вроде десертов, сосисок и майонеза.
«Постные донаты – это культурный парадокс, который кое-что говорит о грузинской психологии на сегодняшний день, – отметил социолог Эмзар Джгереная из Государственного университета Ильи. – Люди формально соблюдают правила, даже рьяно соблюдают, особо не задумываясь о том, что за ними стоит, а стоят за этими предписаниями покаяние и сдержанность».
Подобное отношение может облегчить жизнь растущему числу американских сетей быстрого питания, открывающих заведения в Тбилиси. Например, Wendy’s предлагает гостям попробовать «постный овощной чили» или «постный овощной бургер и запеченный картофель».
Кое-кто, естественно, обратил внимание на ироничность данной ситуации. На странице Dunkin’ Donuts в Facebook, на фоне восторженных отзывов, раздался одинокий голос: «Вы совсем совесть потеряли? Раньше люди во время Великого поста чуть ли не голодом себя морили».
Любящие донаты «фарисеи», как назвала их эта женщина, в долгу не остались. «В чем преступление, если после трудного дня я выпиваю чашку чая с донатом? Ах, наверное, надо перейти на черствый хлеб. Извините, исправлюсь», – ответил с насмешкой один из посетителей.
Споры по поводу потребления постных донатов коренятся в значительной роли православной церкви в грузинском обществе. «Церковь здесь несет в себе некоторый элемент волшебства, – заявил Джгереная. – Многие уверены, что если ты выполняешь все ритуалы, постишься, крестишься несколько раз в день, то можешь как-то перетянуть Всевышнего на свою сторону».
После СССР «в Грузии осталась привычка полагаться на высшую власть, на верхи, и церковь с легкостью заполнила вакуум, начав диктовать нормы поведения», включая в том, что касается еды, отметил Бека Миндиашвили, исследователь теологии и глава Центра толерантности при Народном защитнике.
Церковь пока не прокомментировала продажу Dunkin’ Donuts постных донатов. Представитель компании, открывшей заведения сети в Грузии на основании договора франшизы, не ответил на вопросы относительно продукции и того, как изменились рецепты их приготовления во время Великого поста.
Церковь, или по крайне мере некоторые ее представители, раньше противились интернационализации продовольственной сферы в Грузии, сказал Миндиашвили. В начале 1990-х годов они «выражали определенное недовольство по поводу производства здесь кока-колы, – вспоминает он. – Кока-кола символизировала глобализацию, а глобализация означала, что Грузинской церкви пришлось бы конкурировать с альтернативными идеями».
Но времена изменились.
В Тбилиси сейчас работает более дюжины заведений американских сетей быстрого питания. В отличие от американцев, многие жители Грузии считают Dunkin’ Donuts, KFC и Subway модными. McDonald’s, где часто проводятся известные своей масштабностью грузинские празднования по поводу дней рождения детей, не считается дешевым, а заведение Wendy’s в центре города считается почти хиповым заведением для молодых людей в возрасте 20-30 лет.
«Многие ходят в эти заведения, т.к. считают их модными, – объяснил Давит Парулава, недавно закончивший университет молодой человек. – Крутая молодежь не любит тусить в сахинкле (ресторанах, специализирующихся на традиционном блюде хинкали).
Социолог Джгереная видит в любви грузин к Dunkin’ Donuts раскол между поколениями.
«Многим, особенно в возрасте 40-60 лет, донаты [из Dunkin’ Donuts] напоминают пончики [русские донаты, которые ассоциируются с советскими временами] и мир, который они знали и за который они цепляются. Поколение «донатов», если позволите, т.е. молодые люди не помнят СССР».
Как бы то ни было, самым сильным мотивирующим фактором – даже более сильным, чем бостонский крем – является «их национальная идентичность с глубоко укоренившимися православными ценностями, – заявил он. – Рынок об этом знает, поэтому и появляются постные пончики».
Георгий Ломсадзе является независимым грузинским журналистом и одним из авторов блога «Рассказы тамады» на сайте EurasiaNet.
Георгий Ломсадзе является независимым грузинским журналистом и одним из авторов блога «Рассказы тамады» на сайте EurasiaNet.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).