Адская одиссея трудовой мигрантки в Москве
Картина нашла живой отклик у кинозрителей в Алматы.
Трудовая мигрантка из Кыргызстана оставляет своего новорожденного ребенка и бегает по всей Москве, скрываясь от угрожающих ей ростовщиков.
С этой мрачной сцены начинается «Айка» – снискавшая всеобщее признание и душераздирающая картина, которая только вышла в прокат в Казахстане и России.
Фильм не относится к разряду жизнеутверждающих, но, безусловно, он поучительный.
Картина, снятая родившимся в Казахстане российским режиссером Сергеем Дворцевым, рассказывает о перипетиях, случившихся с Айкой на протяжении пяти дней после рождения ребенка.
Все, что мы знаем об Айке, которую сыграла казахстанская актриса Самал Еслямова, это то, что молодая женщина родом из северного Кыргызстана, и мечтает она открыть небольшое ателье.
Но для Айки, как и для многих реальных трудовых мигрантов, которые стекаются в Россию в поисках работы из беднейших стран Центральной Азии, дело приняло ужасный оборот.
Из-за беременности, наступившей в результате изнасилования (деталь, о которой зритель узнает по ходу фильма) она не может заплатить последний взнос по кредиту в размере 200 000 рублей ($3,000), взятый ею для организации своего бизнеса, потому что потеряла работу посудомойки после рождения ребенка.
Как следствие она решается на отчаянный побег из роддома через окно ванной комнаты, оставив там новорожденного ребенка, чтобы подработать в незаконно функционирующем цеху по переработке кур, расположенном в грязном сарае в заброшенной части Москвы.
За этим следуют тошнотворные сцены, в которых Айка, погрузив руки в кровь, ощипывает цыплят и очищает их от потрохов, в то время как работодатели отдают приказы.
Но худшее впереди: работа завершена, а хозяева скрываются, не заплатив.
Преследуемая ростовщиками, которые угрожают ее семье в Кыргызстане, Айка пускается во все более отчаянные поиски работы по заснеженной Москве. Добавив камере дрожания, оператору удается показать ее полными ужаса, уставшими глазами менее благополучную сторону жизни города.
После обморока от потери крови и лечения у врача, который в качестве оплаты соглашается принять курицу, Айка оказывается в престижной ветеринарной клинике, где она выполняет другую, обычную для мигранта работу уборщицы.
Сцена, в которой она смывает следы крови после операции породистой собаки, в то время как мужчина ждет своей очереди в коридоре, прижимая к себе игуану, наглядно иллюстрирует разрыв между имущими и неимущими.
Много было написано о жестоком обращении российских работодателей с мигрантами, но плохие парни в фильме – земляки Айки.
Русские, с которыми она сталкивается, либо относятся к ней свысока и с пренебрежением, либо вовсе не замечают ее. Бандиты, ростовщики и владельцы переполненной квартиры, которую она снимает с другими нелегальными мигрантами, – кыргызы, хотя российские полицейские в фильме тоже периодически предстают не в лучшем свете – преследуют нелегалов, оскорбляют их и берут взятки.
Все эти моменты вызвали отклик у любителей кино в Алматы, где недавний показ привлек значительное число людей. В Казахстане обычно фильмы, снятые в Центральной Азии или о ней, привлекают зрителей, количество которых выражается однозначными числами, но кинотеатр в центре города, где присутствовал корреспондент Eurasianet.org, был заполнен наполовину.
«Сюжет рассказывает зрителям об истинном положении дел и ситуации, в которой находятся трудовые мигранты: у них нет прав, они не защищены, – сказал один из зрителей, который отказался назвать себя. – В фильме, как отражении реальной жизни, показаны жестокое обращение полиции и владельцев квартир с абсолютно бесправными трудовыми мигрантами; условия, в которых они живут, – квартиры переполнены, они не могут позволить себе лучшее жилье, потому что им приходится копить деньги для отправки своим семьям на родину. Фильм также обнажил более серьезные социальные проблемы, такие как насилие в отношении женщин».
В прошлом году фильм, снятый при финансовой поддержке Казахстана, России, Китая, Германии и Польши, добился успеха на всех международных фестивалях. На Каннском кинофестивале Еслямова получила приз за лучшую женскую роль. «Айка» также был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Последний фильм режиссера Дворцевого «Тюльпан» (2008) с участием той же Еслямовой, который представляет собой трогательный взгляд на борьбу за выживание в степи, также получил признание в Каннах.
В итоге Айке не удается сделать взнос, благодаря которому она отделалась бы от ростовщиков на месяц, но она придумывает план, как полностью покрыть кредит.
Не будем раскрывать здесь все детали сюжета, но как написал Screen Daily в своем обзоре: «Айка призывает зрителей пристально взглянуть на всю сложность ее положения и осознать, что такая жизнь влечет за собой частичную утрату человечности во имя выживания».
Джоанна Лиллис – проживающая в Алматы журналист и автор книги Dark Shadows: Inside the SecretWorld of Kazakhstan («Темные тени. Внутри тайного мира Казахстана»).
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).