Армянская революция проникает в церковь
Представители ортодоксального крыла Армянской апостольской церкви, вдохновленные недавней сменой режима, пытаются избавиться от своего непопулярного лидера.
На проселочной дороге в горах южной Армении католикос всех армян Гарегин II, глава Армянской церкви, стоял в недоумении, будучи внезапно остановленным и окруженным группой людей, выкрикивавших лозунги протеста.
«Уходи! Оставь престол!» — ритмично выкрикивала толпа, в которой были и молодые монахи в черных подрясниках, не давая ему добраться до ожидавшего его внедорожника.
Протестующие были участниками движения, направленного против чрезвычайно непопулярного Гарегина и черпающего вдохновение в недавнем свержении Сержа Саргсяна, — которого его недоброжелатели называют Сержиком, — бывшего в течение долгого времени политическим лидером Армении. «Гарегин, уходи! Вместе с Сержиком!» — скандировали они, даже толкая и хватая его, как видно из поразительной видеозаписи, шокировавшей армян не только грубостью обращения с католикосом, но и той неожиданной уязвимостью, которую он проявил.
В конце концов полиции удалось посадить церковного деятеля в автомобиль. Но стычка 14 июля привлекла внимание общественности ко все более сложным проблемам, с которыми Гарегин и церковь сталкиваются в новой Армении.
Движение его противников под названием «Новая Армения, новый патриарх» организует митинги в центре Еревана, записывает видеоролики, агитирующие против Гарегина, и пикетирует его резиденцию в Эчмиадзине, древнем центре Армянской церкви, расположенном совсем рядом с Ереваном.
Это движение возглавляет иеромонах Корюн Аракелян, настоятель монастыря Гндеванк, который Гарегин II посетил 14 июля, чтобы попытаться договориться с монастырской братией. Аракеляна, принадлежащего к числу ортодоксальных богословов и имеющего множество последователей по всей Армении, почитают за набожность и благочестие. Начиная с апреля, когда протесты, во главе которых встал Никол Пашинян, привели к свержению Саргсяна, Аракелян остается в Ереване, возглавляя движение, которое пытается добиться такого же результата в Армянской церкви.
Аналогии тут неизбежны: последователи Аракеляна уподобляют его Пашиняну и видят в Гарегине «Саргсяна от церкви», которого еще только предстоит изгнать.
Действительно, Гарегин II так же непопулярен, как Саргсян, и, по широко распространенному мнению, коррумпирован. Его предшественник Гарегин I пользовался уважением как беспристрастный духовный лидер среди как жителей Армении, так и обширной армянской диаспоры. Однако скрыть роскошный образ жизни Гарегина II в такой маленькой стране было трудно. Кроме того, он был близким союзником изгнанного Саргсяна, часто появлялся на публике с бывшим президентом и оказывал ему безусловную политическую поддержку.
Все правление Гарегина II сопровождалось скандалами. В 2011 году в прессу просочилась видеозапись деловых переговоров, которые он проводил за бокалом вина с грузинским Патриархом Илией II; самоуверенный тон и более приличествующие мафиозо манеры Гарегина смутили многих в Армении.
В 2015 году появились материалы расследования, обнаружившего у него более миллиона долларов на счету в швейцарском банке. А в апреле 2018 года появился видеоролик, в котором Гарегин заискивающе восхищался украшенным драгоценностями посохом, который передал ему в дар российский бизнесмен.
Кроме того, католикоса обвиняют в кумовстве за посвящение в сан нескольких священников и иерархов, происходящих из его родного села Воскеат.
Однако протестующие активисты движения «Новая Армения, новый патриарх» не останавливаются даже на этих, широко распространенных, обвинениях. Они придерживаются ортодоксального направления древневосточного православия и критикуют Гарегина за его встречи с «еретиками» — в частности, англиканскими епископами-лесбиянками и франкмасонами, — и утверждают даже, что он тайно женат и имеет детей.
Аракелян известен своим скептическим отношением к поддерживаемой Гарегином политике сближения с халкидонскими православными церквами, в том числе греческой и русской, имеющими догматические разногласия с армянским христианством, которое находится в тесном молитвенном общении с коптской, сирийской и эфиопской церквами.
Однако, в отличие от Пашиняна, сам Аракелян не пытается выдвинуться на высшую руководящую должность.
«В истории нашей церкви существует негласное правило: когда католикос терял разум, настоятели монастырей становились оплотами адекватности и борьбы против ереси», — говорит московский активист Левон Акопян, находящийся сейчас в Армении, где он участвует в координации деятельности этого движения.
Акопян утверждает, что протестное движение поддерживают, в частности, высокопоставленные лица в монастырях и приходские священники по всей стране, но говорит, что не может назвать их имена по соображениям безопасности. «Смотрите, за машиной отца Корюна следят, у нашего офиса днем и ночью дежурит пара машин», — говорит Акопян. По его словам, по номерам этих машин видно, что они зарегистрированы в Воскеате, родном селе Гарегина, которое остается основным центром его поддержки.
Хотя движение «Новая Армения, новый патриарх» вдохновляется «Бархатной революцией» Пашиняна, оно не является ее частью.
«Эти протесты прямое следствие революции, когда люди поняли, что бесполезными по результатам и опасными протесты не будут», — говорит Карен Агекян, работающий в Минске редактор интернет-альманаха Hamatext, освещающего политическую жизнь Армении. Однако, добавляет он, «гражданским активистам совершенно безразлична ААЦ [Армянская апостольская церковь]. Их жизнь зависит от наведения порядка в политике, экономике, социальной сфере, но не порядка в ААЦ».
Молодые активисты, участвовавшие в свержении Саргсяна, по большей части не обращают внимания на эти протесты. «Церковная жизнь меня совершенно не интересует, — говорит Ануш Лалаян, в течение долгого времени участвовавшая в антиправительственном протестном движении, а сейчас работающая советником Министерства диаспоры. — Церковные проблемы не представляют для меня интереса».
Провокационная тактика протестующих может дополнительно ограничивать их популярность, предполагает Ованес Игитян, политический обозреватель и бывший председатель Парламентского комитета по иностранным делам. «Я не думаю, что агрессивные действия могут привести к отставке католикоса. Более того, может быть обратная реакция», — говорит Игитян.
«Да, возможно, католикос всех армян совершил множество ошибок, и он не лучший католикос в нашей истории, но насилие, когда его хватают за одежду, на мой взгляд, категорически неприемлемо», — написал в Facebook Ален Симонян, депутат парламента от возглавляемого Пашиняном блока партий «Елк».
Партия «АРФ Дашнакцутюн», ранее поддерживавшая Саргсяна, но теперь перешедшая на сторону Пашиняна, выступила в защиту Гарегина. «Проблемы, связанные с церковью, недопустимы. Я не понимаю, почему мы ведем себя так сдержанно, тем самым подталкивая общество к конфронтации. Власти должны установить в стране закон и порядок», — сказал 18 июля глава этой партии Грант Маркарян.
Вскоре после унижения, испытанного в Гндеванке, католикос лишил Аракеляна духовного сана. Это решение было публично поддержано несколькими епископами, а епископ Ширакской епархии Микаел Аджапаян даже заявил о «нравственной смерти» протестующих.
Тем временем, протестующие пересматривают свою тактику и приостанавливают уличные манифестации, говорит московский активист Акопян. «Мы начали с того, что подчеркивали отсутствие у Гарегина авторитета и его связи со старым режимом. Сейчас мы планируем предъявить обществу его коммерческую деятельность и банковские счета, а также нарушения канонов церкви». Союзники Гарегина утверждают, что у активистов нет никаких доказательств.
Что касается Пашиняна, он воздерживается от публичных заявлений по этому вопросу с самого момента своего избрания.
«Я даже не знаю, как здесь поступать правительству и светской части общества. По конституции, церковь отделена от государства, — говорит Игитян. — Этот вопрос должна решать сама церковь».
Григор Атанесян — независимый журналист, освещающий события в Армении.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).