Центральная Азия: В Нью-йорке Проходит Выставка Центральноазиатских Художников
Художественные круги Нью-Йорка пребывают под впечатлением работ центральноазиатских авторов. Выставка под названием "Мечта о Станах: Новое видео Центральной Азии" представляет семь видеокартин, наполненных юмором, чувственностью и историческими аналогиями.
Эти художественные произведения, выставленные на обозрение в нью-йоркской Галерее Винкльмана (Winkleman Gallery), одновременно как бы вышли из азиатских степных просторов и минаретов и мира современного искусства и технологий.
Галерея Винкльмана представляет собой крошечный уголок в районе Челси на Манхэттене, но ее хранителям – Лизе Ахмади (Leeza Ahmady), Мурату Орозобекову (Murat Orozobekov) и Эдварду Винкльману (Edward Winkleman) – удалось создать миниретроспективу работ XXI века ряда ведущих центральноазиатских художников. Общую тему этой выставки можно охарактеризовать как духовность и кочевничество, самосознание и пределы бытия.
По словам Лизы Ахмади – независимого хранителя, специализирующегося на искусстве Центральной Азии – ее целью было собрать представительную коллекцию, которая бы отражала смелый и предприимчивый дух художников этого региона. "Мы постарались использовать лучшее из того, что было произведено в последнее время. При всем уделяемом им внимании центральноазиатские художники пока не обрели достаточной известности. Мы хотели устроить выставку, сильную как в визуальном, так и в концептуальном плане", – подчеркивает она.
Крупнейшая из представленных работ, черно-белый крупнозернистый "Неоновый рай" Саида Атабекова (Said Atabekov), представляет собой изображение художника с рюкзаком за плечами, который склоняется ниц перед механическими раздвижными дверями. Он наклоняется, а двери открываются и закрываются. Мешковатая фигура распростерлась перед конструкцией из стали и стекла. Загадочный казахский художник как бы возносит ироническую молитву безликому олицетворению современного дизайна и предпринимательства.
Еще одна работа, поменьше, выдержана в оттенках охры и сепии. Эта поэма чувственности – совместная работа проживающего в Казахстане узбека Рустама Халфина (Rustam Khalfin) и казахстанской художницы Юлии Тихоновой под названием "Северные варвары-II: Любовные гонки". На создание этой работы авторов вдохновило китайское название племен, кочевавших у Великой стены, и две акварели из книги "Китайский эрос". Это рассказ о молодой паре, занимающейся любовью верхом на скачущей по лесам лошади. Не являясь отражением западных представлений о восточной экзотике или ханжестве, работа являет собой художественное осмысление некоего вымышленного ряда.
"Джихад" – так называется следующая работа казахского художника Алмагуль Менлибаевой (Almagul Menlibayeva). В ней автор изучает "женщин и их роль в досоветском, доисламском мире, уходящем корнями в шаманские и дервишские времена", говорится в проспекте Галереи Винкльмана. Мы видим автора в ясный солнечный день у мавзолея поэта XIII века Ходжа Ахмета Ясави. Считается, что именно он способствовал исламизации казахского общества. Женщина складывает и оборачивает вокруг головы трепещущий на ветру узорчатый шелковый шарф. Кадры ее кружения на фоне голубых мозаичных стен перемежаются картинами молящихся паломников. Видео, то ускоряющее ее движения, то замедляющее их, наполнено своеобразным религиозным экстазом, переплетенным с красотами окружающей архитектуры.
"Чистильщик" Вячеслава Ахунова чистит зубной щеткой военные памятники викторианской эпохи в Лондоне. В визуальном плане работу узбекского художника нельзя назвать самой выразительной, но она являет собой своеобразный взгляд на историю колониализма и культурное превосходство. Просмотр "Чистильщика" напоминает зрителю о роли колонизуемых народов в создании представления о колонизаторах как о носителях и проводниках искусства и цивилизации.
Афганский художник и профессор кабульского университета Рахрав Омарзад (Rahraw Omarzad) создал свое "Открытие" совместно со студентами и представителями Центра современного искусства Афганистана. Аудио ряд начинается с повторяющихся громких ударов, после чего женщина в чадре открывает глаза. Перед глазами у нее кусок ткани, но вместо того, чтобы разрезать чадру ножницами и открыть лицо, она начинает вышивать ее. Ее руки, украшенные прекрасными драгоценностями и выполненными хной рисунками, работают быстро и создают яркий цветочный орнамент. Лицо женщины по-прежнему скрыто, но это добровольный акт художника. Эту работу можно счесть возражением сторонникам демократизации, но можно рассматривать и как культурный вызов, своеобразное заявление о самоопределении.
Группа киргизских художников – Муратбек Джумалиев (Muratbek Djumaliev) и Гульнара Касмалиева (Gulnara Kasmalieva) – представляют иронический взгляд на путешествия под названием "Кое-что о современном кочевничестве". В их работе мы видим пассажиров авиалайнера, терпеливо ожидающих в очереди прохождения таможенного контроля в одном из центральноазиатских аэропортов. Апатичные взрослые и дети подвергаются обыску, их вещи досматривают пограничники. Очереди и досмотры принимаются с пассивным безразличием – таковы современные обычаи и нравы путешествий и путешествующих.
"Автобусная остановка" Джамшеда Халилова (Jamshed Khalilov) являет собой парад знаменитых центральноазиатских автобусных остановок, где одна превосходит другую по диковинности дизайна. В своем видео Халилов использует фотографии остановок. Одна из них выполнена в советским "серпасто-молоткастом" стиле, другая формой напоминает высокую белую войлочную шапку. Некоторые украшены голубой мозаикой, другие выдержаны в модернистском духе. Фотографии сменяются и уходят в сторону: зритель как будто едет в автобусе. На заднем плане этих уже ставших ностальгическими изображений высятся центральноазиатские горы, и картины автобусных остановок напоминают учебник по истории искусства XX века.
Несмотря на эстетическую и концептуальную глубину представленных в Галерее работ, в целом пределы центральноазиатского искусства довольно ограничены, оно остается андеграундным по своей природе. По словам Ахмади, в существующих государственно-административных рамках оно вряд ли вызовет всплеск современного искусства в регионе.
Однако основа для будущего развития заложена, добавляет она. "Когда эти художники выставляют свои работы у себя в регионе, будь то в городах или селах, люди понимают и принимают их. Жители Центральной Азии естественным образом готовы к использованию новых выразительных средств благодаря своим традициям уличных и театральных представлений, эпических сказаний и символизма. Многозначительность, выражаемая художественными средствами, составляет немалую часть этой культуры".
Выставка "Мечта о Станах: Новое видео Центральной Азии" будет работать до 19 апреля в Галерее Винкльмана по адресу 637 West 27th Street, New York, NY 10001. Тел: 212-643-3152. Выставка открыта со вторника по субботу с 11 до 18 часов.
Дейдре Тайнан является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).