На бюрократическом языке это формулируется как «страна, вызывающая обеспокоенность». Именно так правительство США называет государства, в которых нарушаются принципы свободы религии, изложенные в Законе о свободе вероисповедания в странах мира (1998 г.). В этом месяце госдепартамент решил не включать Узбекистан в число таких стран. Это решение абсурдно.
В качестве представителя Human Rights Watch я провела в Узбекистане более двух лет, расследуя нарушения принципов свободы вероисповедания. Эти нарушения затрагивают тысячи людей, главным образом мусульман, религиозные убеждения и членство которых в религиозных организациях не санкционированы государством. Я собирала документы о сотнях инцидентов, брала интервью у свидетелей и неоднократно наблюдала, как судьи игнорировали заявления о пытках и принуждении к даче показаний, приговаривая к срокам до 20 лет людей, единственным преступлением которых было то, что они реализовали свое право на свободу выражения взглядов и религиозных убеждений. Это право были гарантировано им международными соглашениями, которые Узбекистан обязался выполнять. Однако государственный департамент решил не обращать внимания на нарушение принятых этой страной обязательств.
Впервые список стран, нарушающих Закон о свободе вероисповедания, был опубликован в 1999 г., и Узбекистан не вошел в число «стран, вызывающих обеспокоенность». Однако в июне того же года поздно ночью в моем офисе в Ташкенте раздался звонок. Не назвавший своего имени человек попросил встретиться с ним в мечети на окраине города, сказав, что должен кое-что мне показать. Поменяв несколько машин, оставив позади несколько дорожных постов, проходя дворами, чтобы избежать встречи с тайной полиции, которой предостаточно на темных улицах городских окраин, я наконец попала в дом 42-летнего Фархода Усманова.
Усманов был отцом шестерых детей, продавал одежду на базаре и был сыном известного имама. Несколько дней назад он был арестован за хранение одной-единственной брошюры, опубликованной исламской организацией под названием Хизб ут-Тахрир (Партия освобождения), в которой содержалась критика политики президента Ислама Каримова в области религии и международных отношений и в которой предлагалось установление в регионе мирными средствами халифата, или исламского государства. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Летом 1999 г. узбекская полиция жестоко подавляла членов Хизб ут-Тахрир, подвергая аресту любого мусульманина, демонстрировавшего неприятие государственных санкций. Согласно этим санкциям, отправление культа должно было включать в себя восхваление в адрес президента, одобрение политического курса и церемонии, рекомендованные оставшимся от советской эпохи органом под названием Духовное управление мусульман. К 1999 г. тысячи мирных мусульман, не пожелавших подчиниться государственным ограничениям и предпочитавших молиться дома или в незарегистрированных мечетях либо демонстрировавших «слишком высокую», как считали власти, религиозность, были брошены в тюрьмы. Этой июньской ночью я увидела новую жертву преследований религиозных диссидентов и стала свидетельницей чудовищной жестокости государства.
В скромном жилище меня ожидали несколько женщин. У каждой из них была своя история, связанная с их сыновьями, братьями или отцами, которых арестовали так же, как и Фархода. Я старалась выслушать всех, однако историй было очень много, а пришла я туда по другой причине. Я пришла для того, чтобы взглянуть на тело.
Меня проводили в комнату с занавешенными окнами – семья не хотела, чтобы полиция узнала о нарушении ею приказа не показывать тело. В комнате было очень жарко, от тела исходил тошнотворный запах, смешанный со сладким запахом базилики, разложенной вокруг головы Фархода. На матрасе были видны следы запекшейся крови, верхнюю половину туловища и лицо покрывали почерневшие кровоподтеки. Ясно было, что Усманов умер не от сердечной недостаточности, как указывалось в справке о смерти. Фарход Усманов провел в заключении в полицейском участке 11 дней, лишенный права сообщения с внешним миром.
Семье отдали тело всего на несколько часов, и не было ни одного шанса провести независимую медицинскую экспертизу. Усманова похоронили на следующий день рано утром. Полиция перекрыла район и задержала десятки мужчин и женщин, которые собрались для того, чтобы оплакать умершего и отдать ему дань уважения. Полицейские, ответственные за смерть Фархода, так никогда и не понесли наказания.
Узбекистан никогда не попадал в список «стран, вызывающих обеспокоенность». Но в августе 2002 г. история, случившаяся с Фарходом Усмановым, повторилась с другими людьми. В заключении в результате очевидных побоев скончались еще два мусульманина – Музафар Авазов и Хусниддин Алимов, осужденные за свои мирные взгляды и связь с Хизб ут-Тахрир. Я встречалась с семьей Авазова чуть меньше года назад, когда младший брат Музафара был арестован и подвергнут пыткам в его присутствии. Это делалось для того, чтобы заставить Музафара дать показания против самого себя. Трудно себе представить, что чувствовали родные, когда им вернули тело тридцатипятилетнего Музафара, отца четверых детей, покрытое на 60-70 процентов ожогами, которые, по словам врача, могли возникнуть только в том случае, если тело погружалось в кипящую воду. На затылке у Музафара была кровавая рана, на шее и лбу ушибы и кровоподтеки, а лишенные ногтей пальцы на его руках свидетельствовали о страшной истории, которая с ним произошла.
История Фархода не отошла в прошлое, она повторяется снова и снова. Кампания подавления мирных, независимых мусульман не утихает. С января 2002 г. организация Human Rights Watch зафиксировала пять подозрительных смертей среди заключенных и задержанных полицией лиц мусульманского вероисповедания. Тысячи других людей отбывают наказание за свои убеждения, приговоренные к бесконечным жестоким срокам и постоянным унижениям. Это верующие-мусульмане, мужчины и женщины, посаженные в тюрьму за свою веру и не имеющие возможности даже помолиться в своих камерах из страха перед побоями и карцером.
Соединенные Штаты вполне могут осудить преследования по религиозному признаку и пытки, применяемые государством, которое в последние полтора года стало одним из наших самых близких союзников Узбекистан, как и большинство новых независимых государств, придает большое значение своей международной репутации. Закон о свободе вероисповеданий предоставляет президенту США целый набор возможностей – от давления на страну, вызывающую «обеспокоенность», до изменения ее политики в отношении религиозной свободы. США могут выступить с дипломатическим демаршем, а могут и применить санкции. В числе стран, попавших в черный список, – Бирма, Китай, Иран, Ирак, Северная Корея и Судан. И поскольку Узбекистан намерен и дальше укреплять отношения с Соединенными Штатами и повышать свою международную репутацию, ему следует немедленно принять меры, чтобы избежать санкций и неблагоприятных оценок.
Первым шагом в деле прекращения преследований по религиозному признаку явилось бы признание того, что они действительно имели место. И даже если администрации Буша нет ни малейшего дела до судьбы таких людей, как Фарход Усманов, она должна выразить хотя бы некоторую «обеспокоенность» в связи с тем, что происходит в Узбекистане.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).