Первым под нож столичных дровосеков был пущен знаменитый Сквер в центре Ташкента, считавшийся когда-то «нулевым» километром, - отсюда отсчитывались расстояния в стране. Он был заложен в конце XIX века царским генерал-губернатором Михаилом Черняевым. В окружении высаженных платанов там был установлен памятник первому генерал-губернатору Туркестанского края Константину Кауфману. Большевистский переворот изваяния царских наместников не пережили, их сменили другие памятники, сначала там воцарился «отец всех народов», затем развенчанный ХХ съездом КПСС он уступил место основоположнику марксизма. Многим поколениям ташкентцев это место было знакомо, здесь в Сквере Революции они гуляли со своими детьми, встречались с друзьями и любимыми. В 1994-м Карла Маркса снесли, новой узбекской истории нужно
Предложений было немного, великий ученый, астроном Улугбек или «великий хромой», тиран и строитель Тамерлан. Главе узбекского государства оказался ближе последний герой. Ему и поставили в Сквере памятник. Спустя несколько лет рядом выстроили и амбициозный памятник его эпохе, музей Тимуридов, посещение которого является чуть ли не обязательным пунктом программы высоких иностранных гостей Узбекистана.
А в этом году с другой стороны Сквера вырос помпезный Дворец Форумов, на открытие которого 1 сентября прибыл сам президент Каримов. Утверждают, что в тот день и решилась судьба Сквера, появилось мнение, что он, как и Карфаген, должен быть разрушен! Но если известно, в чем провинились перед римским сенатором Марком Катоном финикийцы, основавшие свой мешавший Риму удачливый город, то кому и чем помешал ташкентский Сквер, доподлинно не знает никто. Известно одно, 11 ноября там высадились десятки рабочих, подъехали автокраны и грузовики, завизжали бензопилы. Работа шла интенсивно и через неделю не меньше двух сотен здоровых ветвистых 12-летних платанов были срезаны под корень.
Главный редактор неподцезурного узбекского интернет-сайта, известный в республике журналист Сергей Ежков считает, что причиной казни Сквера стала «непростреливаемость» его пространства из-за заслонявших обзор высоченных вековых деревьев. Мол, невозможно было обеспечивать безопасность первых лиц своего и прочих чужих государств, которые захотели бы склонить головы перед средневековым тираном, ознакомиться в музее с его историческим наследием или посетить съезд главной в Узбекистане партии.
Согласно другим версиям, Сквер был обречен тогда, когда Ислам Каримов несколько лет назад где-то обмолвился о том, что платан- дерево ядовитое.
Есть и третья версия. Оказывается, виной всему «скученность деревьев» в Сквере.
«Как отметили специалисты Главного управления благоустройства Ташкента, многие деревья «вытянулись» здесь в результате самопосева(!), то есть выросли из семян, что и создало ныне «тесноту» между упорядоченными ранее рядами. Так, растущие в сквере Амира Темура айлантус, ясень и отдельные другие растения выросли в результате самопосева и не обладают должной устойчивостью к нашим климатическим условиям… Как говорят специалисты, пришло время для обновления посадок, и в настоящее время эта работа активно проводится». Эти убедительные объяснения появились на сайте официального узбекского агентства(http://press-uz.info) спустя неделю после начала экзекуции над ташкентской историей. Чтобы понять, как результаты «самопосева» семян в позапрошлом веке образовали стройные ряды посадок, достаточно зайти на фотогалерею, опубликованную на интернет-сайте Ferghana.ru. На снимках, присланных многими ташкентцами, не имеющими никакого отношения к журналистике, можно увидеть стройные линии огромных пней, оставшихся от уничтоженных платанов.
А чтобы понять, как горевали осиротевшие после гибели Сквера ташкентцы и те, кто когда-то жил в этом теплом, уютном и гостеприимном «хлебном городе», приютившим во время Великой Отечественной войны тысячи эвакуированных из европейской части Советского Союза, надо зайти на интернет-форумы Ferghana.ru.
Сами же узбекские власти молчат, наследникам Тамерлана нет нужды отвечать на вопросы соотечественников. Они всегда правы. Потому что разных мнений может быть много, а правильное - одно, у главы государства.
21 ноября в 6 часов вечера на территории уничтоженного Сквера прошла публичная , но молчаливая акция памяти. Возможно, это был первый в истории Ташкента флэш-моб. Люди, договорившиеся по интернету, пришли туда, по заранее обговоренному сигналу зажгли свечи и возложили к ограде сиротливо опустевшего Сквера цветы. Cкоро там все будет закатано в асфальт, как на огромной столичной площади Мустакиллик(независимости). Асфальт там будет плавиться летом от жары, людей - немного, милиционеров – больше. И все будет хорошо простреливаться и защищаться от террористов, прятаться им будет негде.
Эта вечерняя акция была данью памяти и еще одного уничтоженного памятника истории Ташкента, который не вписывался в историческую концепцию узбекского начальства. 18 ноября в центре Ташкента начался, а через три дня уже и закончился снос памятника истории и архитектуры ХIХ века – здания храма благоверного князя Александра Невского русской православной церкви, находящегося в реестре памятников, охраняемых государством.
«У власти окончательно съехала крыша», такой была реакция на сайте Uzmetronom.com, редактируемом Сергеем Ежковым, доступ к которому блокирован в Узбекистане. Просьба российских журналистов найти комментарий в Ташкентском и Среднеазиатском епархиальном управлении Русской православной церкви (РПЦ) была удовлетворена поначалу только на условиях анонимности. «Кто-то после перестройки выкупил здание и теперь распоряжается им по своему усмотрению, ответил аноним в ташкентском управлении РПЦ, -хотя это и исторический памятник, построенный самим Бенуа. Видимо, у министерства культуры Узбекистана на сей счет свои взгляды». А в пресс-службе Московского патриархата РПЦ вообще ничего не знали о сносе в Ташкенте бывшего православного храма. Никак не отреагировала на происходящее и российская дипмиссия в Ташкенте.
И только спустя несколько дней, 23 ноября секретарь ташкентской епархии священник Андрей Тугушев позволил себе по этому поводу говорить с журналистами открыто: «Мы, конечно же, сожалеем, как и любой православный человек в такой ситуации". Отвечая на вопрос о том, не лучше ли было передать здание бывшего храма епархии, отец Андрей сказал: "Снос уже идет. Какое это уже имеет значение!".
Похоже, что отцу Андрею позволили говорить потому, что в российском руководстве все-таки решили отреагировать на происходящую в Ташкенте перелицовку истории только после других событий в Ташкенте. В ночь с 21 на 22 ноября там был демонтирован и увезен в неизвестном направлении монумент Защитнику Родины, - памятник советскому солдату, участнику Великой Отечественной войны. Памятник был установлен в 1973 году в Парке боевой славы у здания музея бывшего Туркестанского военного округа(ТуркВО), а ныне - музея вооруженных сил Узбекистана. Там же экспонировалась военная техника – самолеты Миг-15 и Миг-21, знаменитые «катюши», танки и пушки. Разумеется, это было излюбленное место гуляния мальчишек. И это, видимо, с точки зрения официального Ташкента представляло главную опасность для подрастающих узбекских поколений защитников родины. Они могли проникнуться восхищением к военному прошлому советского, а точнее, колониального периода ныне независимого Узбекистана.
На этот раз узбекский официоз был вынужден как-то объясниться. Это напоминало ссылки на оказавшийся вредный «самопосев» семян в Сквере, подлежащего вырубке через 120 лет.
Оказывается, памятник, а также установленные в советский период в парке бюсты советских военачальников и образцы военной техники «не совпадают с содержанием экспозиции Музея Вооруженных Сил, которая отражает историю вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития Вооруженных сил Узбекистана». Разумеется, «миги» и «катюши» никак не могли оказаться рядом с экспозицией в музее, посвященном «военному искусству эпохи темуридов».
Судя по всему, Москва решила-таки объявить информационно-зрелищную войну «фальсификации истории» по–узбекски. В ином случае, Кремль и Белый дом были бы обвинены в политической конъюнктурной реакции на сносы памятников советским воинам за рубежом, как это случилось пару лет назад в Таллине. И это при том, что эстонские власти, в отличие от узбекских, заблаговременно объявили о переносе монумента в другое, более приспособленное для этого место.
Так или иначе, но 23 ноября стало известно о «намерении российской молодежи в ближайшее время отправиться в Узбекистан, чтобы провести в центре Ташкента пикет против демонтажа памятников героям Великой Отечественной войны». Можно себе представить, каким резким будет ответ Ташкента. Трудно себе представить, что эта «молодежь» сумеет добраться до «хлебного города», сохранив свои плакаты и растяжки.
Не исключено, что в ближайшие дни появится и реакция российского МИД на события в Ташкенте, у дипломатов со Смоленской площади есть богатый опыт своевремнных ответов на подобные акции в странах Балтии или на Украине. Но тут вам не Европа, отвечать придется наследникам Тамерлана…
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).