Афганистан: В Кабуле медленно но верно формируется движение за права женщин
Палваша Хассан (Palwasha Hassan) не могла себе и представить, что впечатляющее резюме сослужит ей дурную службу на январском обсуждении в парламенте ее кандидатуры на пост министра по делам женщин.
Квалификация Хассан, казалось бы, должна была обеспечить ей быстрое утверждение на пост. Палваша Хассан организовала один из первых приютов для афганских женщин, подвергающихся насилию. Она возглавляет неправительственную организацию "Право и демократия", активно выступающую за женские права. Помимо всего прочего, Хассан получила образование в британском университете и является одним из учредителей Женской сети Афганистана, координирующей деятельность свыше 70 женских организаций по всей стране.
Однако при утверждении ее кандидатуры в парламенте на Хассан обрушился град враждебных вопросов: ее спрашивали, как она намеревается ограничить "бесконечную" свободу, которой пользуются женщины; интересовались, выступает ли она за ношение хиджаба (женского головного убора) и требования, согласно которому женщина обязана выходить из дома только в сопровождении мужчины из числа близких родственников (махрем), и намеревается ли она обеспечить неукоснительное соблюдение этих требований. Одна женщина-депутат задала ей вопрос о приютах, намекнув, что создание подобных заведений для жертв домашнего насилия является сомнительным деянием. В конечном итоге законодатели отказались утвердить кандидатуру Хассан.
Судьба, постигшая Хассан, является одним из последних примеров в целой череде событий, внушающих тревогу защитникам прав женщин в Афганистане. Администрация Хамида Карзая выступила с инициативой достижения примирения с мятежными группировками, и многие правозащитники опасаются, что власти могут пойти на свертывание прав женщин на получение образования и работы, права занимать государственные должности и даже права на безопасность.
В последние три года в Афганистане наблюдается постепенное свертывание прав женщин. Факты нападений на школы для девочек и убийства женщин, занимающих государственные посты, приписываются усилению влияния боевиков, однако и в правовой системе Афганистана наблюдался откат в деле защиты и продвижения прав женщин.
Так, например, в прошлом году был принят дискриминационный шиитский закон, позволяющий мужьям лишать жен питания и средств к существованию в случае отказа от исполнения супружеских обязанностей. Закон также наделяет правом опеки над детьми исключительно отцов и дедов и предписывает женщинам получать у своих мужей разрешение, если они хотят устроиться на работу. Кроме того, поправкой к закону о выборах была предпринята попытка сократить представительство женщин в парламенте.
Как и другие защитники прав женщин в Афганистане, Хассан решительно выступает против любой инициативы по достижению примирения с талибами, предусматривающей дальнейшее ограничение прав женщин. Памятуя об отклонении ее кандидатуры в парламенте и других последних событиях, активисты опасаются, что усиливающиеся консервативные тенденции в афганском обществе вкупе с возрождающимся влиянием идеологически нетерпимого движения "Талибан", подпитывая друг друга, заставят в случае мирных переговоров с талибами поступиться правами женщин.
Участие женщин в этих переговорах не приветствуется, сетует правозащитница Орзала Ашраф Немат (Orzala Ashraf Nemat), которая, как и Хассан, является одной из ведущих представительниц Афганской женской сети. "Они должны принимать участие в формировании процесса примирения", – говорит Немат, подчеркивая, что на январскую Лондонскую конференцию, на которой обсуждалось будущее процесса стабилизации в Афганистане, была делегирована лишь одна женщина.
Хотя участники Лондонской конференции и прочие обещают, что права женщин будут защищены, афганские женщины остаются настороже. "Много ли положений конституции сейчас реализуется? – вопрошает Немат. – Сейчас у нас у власти не талибы, а избранное правительство, и все же права женщин у нас не гарантированы".
Немат активно занимается привлечением женщин к встречам с участниками мирного процесса, как отечественными, так и зарубежными. "Мы бы хотели знать подробности и всю кухню процесса мирного урегулирования, кому и чем придется в нем пожертвовать", – говорит она.
К процессу нужно подключать женщин, считает Наргис Нехан, являющаяся директором организации гражданского общества "Равенство во имя мира и демократии", работающей с женщинами и молодежью. Признавая, что большую и все более важную роль в афганской политике играют военные и денежные соображения, Нехан возлагает определенные надежды и на растущую сплоченность среди активисток женского движения.
Во взаимодействии с Женской сетью Афганистана Нехан организовала серию встреч с другими активистами, призывая индийских и пакистанских женщин подключиться к заседаниями "Женского триалога". В рамках данной инициативы уже состоялись две встречи в поддержку мира среди данными странами. Нехан надеется, что на следующем заседании будет поставлен вопрос об усилении поддержки в адрес афганских женщин и их требований в области своих гражданских прав.
Сотрудничество между активистами афганского женского движения в подобном масштабе только набирает обороты. Различные организации по правам женщин, работающие в стране с 2001 года, по-прежнему раздроблены, а порой даже соперничают друг с другом, говорит Хассан. По ее мнению, в ходе утверждения своей кандидатуры она не почувствовала достаточной поддержки со стороны женщин-депутатов.
"Мы не видим друг в друге взаимодополняющей силы", – говорит она, объясняя слабость женского движения длительному периоду отсутствия у женщин полномочий. Но сегодня, когда женское движение начинает набирать силу, Хассан готовится к борьбе. "Мы должны быть готовы дать бой", – говорит она.
Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом из Кабула.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).