Фестиваль охоты с беркутами способствует сохранению казахских традиций в Монголии
На скалистой вершине Алтая мужчина поднимает руку, на которой сидит беркут с размахом крыльев под два метра. Беркут выслеживает добычу в долине и взмывает в воздух. Несколько секунд – и птица хватает добычу, поднимая клубы пыли.
Завершающим современным аккордом этой саги звучат аплодисменты и восторженные возгласы сотен людей, собравшихся в долине. Сегодня "добычей" служит кусочек старого лисьего меха, привязанный к лошади, а "охота" – это Фестиваль охоты с беркутами, соревнование, которое ежегодно проводится в аймаке Баян-Ульгий.
Первый свой охотничий фестиваль Ассоциация охотников с беркутами провела 11 лет назад при поддержке американской туристической компании Nomadic Expeditions в Богатском районе под Баян-Ульгием. Вскоре после этого конкуренцию ему составил другой фестиваль, организованный местной туристическом фирмой в Сагсайском районе Баян-Ульгийского аймака. Местный учитель истории планирует провести в сентябре еще и третий фестиваль. Все они образуют основу туристического сектора этого аймака, района компактного проживания казахского населения. Туристический сектор Баян-Ульгийского аймака является самым развитым на территории западной Монголии.
По словам организаторов и участников этого мероприятия, фестиваль играет важную роль в сохранении традиционной казахской культуры. Но по мере роста количества туристов, которое прибывают с каждым годом, некоторые местные жители начинают выражать обеспокоенность, что фестиваль привлекает к себе участников, гонящихся за наживой, а это угрожает и беркутам, и самим традициям.
Марко Поло, путешествовавший по этому региону в XIII веке, описал, как монголы, казахи и кыргызы охотятся с помощью беркутов. На сегодняшний день эта традиция сохранилась лишь среди представителей небольшой казахской общины страны, насчитывающей около ста тысяч человек. Самой желанной добычей является лисица, из меха которой казахи делают свои знаменитые шапки.
Пожилой житель села по имени Хуатхан, который, как и многие жители Монголии, зовется только по имени, является представителем "старой гвардии" охотников с беркутами. Он начал охотиться 36 лет тому назад. По его словам, с беркутами охотились представители пяти поколений его семьи, начиная от прадеда и кончая его собственными детьми. "Я слышал, что в семье охотились и до прадеда, но с уверенностью сказать не могу", – говорит Хуатхан. Теперь он выступает в роли наставника молодежи, но "большинству это не слишком интересно. Они хотят жить в Улан-Баторе [столице] или в Казахстане", – отмечает охотник.
В отличие от большинства сокольников других стран (а соколиная охота подразумевает охоту с любыми ловчими птицами), разводящих обычно меньших по размеру и не столь агрессивных самцов, Хуатхан и большинство казахов предпочитают охотиться с самками беркутов, пойманными в молодом возрасте, от года до трех лет. Хотя более взрослые особи порой улетают от сокольников и не возвращаются обратно, вероятность упустить хорошо натренированного беркута, часто участвующего в охоте, для охотника не слишком велика.
Взрослые особи, отловленные на воле, могут в конечном итоге вернуться в свою среду обитания. Главное, чтобы охота с беркутами не преследовала сиюминутных целей и не оказывала негативного воздействия на пищевые цепи и популяцию беркутов, подчеркивает Лоран МакГоу (Lauren McGough) – американский сокольник и ученая, работающая по программе Фулбрайт в Баян-Ульгии.
Участники фестиваля – вот кто, пожалуй, угрожает существованию этой древней традиции. В Богатском и Сагсайском районах, где проходят фестивали, возникло ожесточенное соперничество за беркутов.
"С каждым годом берутся все более и более молодые особи. Порой забирают из гнезда птенцов, не умеющих ни охотиться, ни летать. Для того, чтобы они обрели форму, требуется приложить много усилий", – говорит Лоран МакГоу. Беркут, взятый из гнезда, никогда не сможет вернуться в среду обитания, добавляет она.
"Думаю, что фестиваль подталкивает людей к тому, чтобы добыть беркута и просто продемонстрировать его на фестивале, – добавляет ученая. – Так что я не знаю, передаются ли таким образом какие-нибудь навыки. Мне кажется, из-за этих фестивалей мы получаем множество плохо натасканных и психологически неприспособленных беркутов".
По оценкам Каната – владельца туристической компании Blue Wolf и учредителя фестиваля в Сагсае – восемьдесят процентов охотников с беркутами в Баян-Ульгии используют сегодня беркутов, взятых прямо из гнезда.
Количество отечественных и зарубежных туристов, приезжающих на Богатский и Сагсайский фестивали, в последние годы значительно возросло. На первом фестивале в Богате присутствовало 30 охотников и всего лишь 10 иностранных туристов, рассказывает директор баян-ульгийского музея Кызилбай Хиджаба (Kyzilbai Khijaba), на на протяжении девяти лет входящий в состав правления Ассоциации охоты с беркутами. "Теперь люди едут отовсюду", – говорит он. На фестиваль 2009 года приехали гости даже из Бразилии, Индонезии и Соединенных Штатов.
В фестивале 2009 года приняли участие порядка 100 охотников с беркутами, а число охотников в этом районе увеличилось за последние десять лет до 400 человек. Но не все они являются настоящими любителями охоты. "Я называю их охотниками-шоуменами", – говорит Канат.
"Чтобы набраться опыта, нужны годы" обучения у наставника, добавляет Лоран Мак-Гоу. "Конечной целью является охота на лис, потому что для охоты на дикого зверя требуется особо тренированная, сильная и ухоженная птица".
Многие представители старых охотничьих династий критикуют своих не столь опытных коллег. "Им неведома суть охоты, – говорит 26-летний Аманбек, который с младых ногтей овладевал искусством охоты, отправляясь вместе с отцом в горы. "Не слишком хорошо для туризма, если туристы получают неверную информацию о соколиной охоте", –говорит участник девяти охотничьих фестивалей.
И все же почти все признают, что фестивали стали для провинции большим экономическим подспорьем. Этот горный район сталкивается с проблемами в своем развитии, являясь единственным аймаком, большинство населения которого составляют представители немонгольской национальности, и расположенным ближе к столице Казахстана, чем к собственной столице, Улан-Батору.
Развитие туризма, которому способствуют охотничьи фестивали, идет на пользу всем: охотникам с беркутами, местным рукодельницам-мастерицам, музыкантам, туристическим компаниям и Ассоциации охоты с беркутами, отмечает директор местного музея Кызилбай.
И все же во многом для организаторов фестивалей туризм – не главное. Большинство зрителей на фестивалях по-прежнему составляют местные казахи. Большинство участников получают за свою работу вознаграждение в виде продовольствия. "Охотники приезжают сюда не за деньгами. Они приезжают главным образом за тем, чтобы продемонстрировать другим свои умения. Цель состоит в том, чтобы сохранить традиции", – подчеркивает Кызилбай.
Эндрю Каллен является независимым журналистом из города Ховд в Монголии.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).