Грузия: Тбилиси постарается извлечь урок из фиаско с гастролями филармонического оркестра
Грузинские власти вынашивают амбициозные планы – превратить это закавказское государство в мировой центр культуры. Однако недавний срыв договоренности о приезде в Тбилиси Нью-йоркского филармонического оркестра нанес по этим планам серьезный удар. Теперь грузинские чиновники пытаются восполнить урон, нанесенный имиджу своей страны.
Концерты, которые должны были состояться 21-22 октября в Тбилиси и Батуми, призваны были ознаменовать становление Грузии в качестве площадки, где дают концерты международные оркестры и проводятся международные музыкальные мероприятия. Вместо этого отмена в самую последнюю минуту гастролей продемонстрировала ограниченность финансовых ресурсов и неопытность молодой грузинской демократии.
Представители министерства культуры Грузии сильно сокрушались, говоря об отмене концертов, ставшей, по их словам, "неприятным" разочарованием.
По словам руководителя департамента международных программ министерства культуры Мананы Мусхелашвили, ей "стыдно" за то, как все вышло. "Нельзя сказать, что это только наша или только их вина, – говорит она. – Но теперь нам приходится иметь дело с не слишком хорошей для нас ситуацией, которая не слишком хороша и для них".
"Здесь нет победителей, одни проигравшие, – добавила чиновница. – И об этом мы очень сожалеем".
Переговоры между Нью-йоркским филармоническим оркестром и минкультуры Грузии начались в феврале, а даты гастролей были официально объявлены американской стороной в июне. Скрипачка Лиза Батиашвили, грузинка по национальности, которая считается инициатором переговоров о проведении концертов, должна была исполнять в Тбилиси и Батуми Первый скрипичный концерт Шостаковича.
Планы превратились в источник взаимных обвинений и сожалений в конце сентября, когда грузинские власти внезапно сообщили руководителю Нью-йоркского филармонического оркестра Зарину Мехта о расторжении соглашения.
В статье, опубликованной в "Нью-Йорк Таймс", Зарин Мехта сказал, что "крайне недоволен" таким "безответственным и непрофессиональным" решением. По словам представителей грузинской стороны, принимавших участие в переговорах, главной причиной срыва переговоров стали проволочки, в которых были повинен оркестр, а не Тбилиси. По грузинской версии событий, представители оркестра никак не могли определиться с бюджетом. Манана Мусхелашвили, подключившаяся летом к переговорам после кадровых перестановок в министерстве, рассказала EurasiaNet.org, что несмотря на продолжавшиеся в течение нескольких месяцев консультации, неопределенность с общей стоимостью грузинских гастролей сохранялась вплоть до сентября месяца.
"Мы не можем подписать контракт, не имея на руках окончательных цифр. Мы ждали. Мы просто ждали окончательных деталей", – сказала она.
Нью-йоркский филармонический оркестр не ответил на направленную по электронной почте просьбу о комментарии, хотя в интервью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Мехта сам обвинял министерство в том, что оно "неделями" не отвечало на телефонные звонки. Вскоре после того, как стало известно об отмене грузинских гастролей, Мехта объявил, что по истечению срока своего контракта на концертный сезон 2011-2012 гг. покинет занимаемый в оркестре пост.
По словам директора компании Eastern Promotions Михаила Гиоргадзе, принимавшего участие в переговорах, отмена гастролей определенно нанесла удар по стратегии Грузии в области культуры, но Тбилиси может восстановить свои позиции, если грузинские власти извлекут из этого события урок.
"Это, конечно, не слишком хорошо,…хотя на самом деле я бы не стал обвинять грузинские власти в несерьезном отношении к делу", – сказал он. "Все [с обеих сторон] были так взволнованы этим проектом", отметил он, но свою роль в срыве гастролей сыграла неопытность Тбилиси.
"Чем глубже грузинские власти вникали в логистическую и организационную сторону соглашения, тем больше понимали, насколько это будет дорого, – говорит Гиоргадзе. – Цифры действительно были сумасшедшими. В целом все, включая налоги, подбиралось к 2,5 миллионам долларов. Власти реально не могли заплатить подобную сумму".
Общий бюджет министерства составляет 81 млн. лари (порядка 44 млн. долларов).
Самой большой неизвестной величиной для Тбилиси была стоимость двух чартерных самолетов, зафрахтованных Нью-йоркским филармоническим оркестром для организации перелета музыкантов оркестра и доставки инструментов из Германии в Тбилиси.
По словам Мананы Мусхелашвили, стороны решили, что оркестр организует транспортировку и затем известит грузинские власти о стоимости услуг. Они думали, что "с финансовой стороной все ясно", отметила она.
"Мы составили смету…, а эта сумма превышала всю сметную стоимость, – подчеркнула представитель министерства, отметив, что как только они узнали истинную стоимость – превышающую, по имеющимся сообщениям, миллион долларов – они расторгли соглашение.
Михаил Гиоргадзе, с 1998 года организующий в Грузии гастроли международных звезд джаза, Тбилиси нужно в будущем уделять больше внимания деталям организации подобных мега-мероприятий. "Я полагаю, что фиаско [с Нью-йоркским филармоническим оркестром] заставит другие оркестры с большей настороженностью относиться гастролям в Грузии. И это будет уроком для нашего правительства, который научит его уделять больше внимания мелочам, больше заниматься логистикой проекта, уделять больше внимания его организационной стороне", – говорит он.
На взгляд социолога Яго Качкачишвили, грузинские власти уже не раз упускали из виду подобные детали. "Возможно, это является показателем всей политики правительства [президента Михаила Саакашвили], которое сначала что-то делает, а потому уже думает об этом", – говорит он.
"Все непроработано, не слишком организовано, и можно найти множество примеров решений, принятых подобным образом", – добавляет социолог.
По словам же Мананы Мусхелашвили, которая, как и остальная Грузия, считает, что министерство впредь будет мудрее, подчеркивает: в следующий раз они попытаются предвидеть проблемы до их возникновения.
"Мы постараемся проработать все детали, включая и те, которые вроде бы не представляют проблемы, но впоследствии могут ею стать, – говорит она. – Я все же надеюсь, что спустя пять, десять лет, мы сможем забыть этот ужасный инцидент и начнем работать над новым проектом".
Молли Корсо является независимым журналистом из Тбилиси.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).