Грузия: Голливудская версия войны 2008 года вызвала смешанные чувства в Тбилиси
В ближайшее время на экраны в США выйдет голливудская версия российско-грузинской войны 2008 года. Снятый на предоставленные Грузией деньги фильм "Пять дней августа", похоже, размывает грань между развлечением и пропагандой.
Фильм, который выходит в прокат на территории США 19 июня, явно метит в блокбастеры этого лета. Режиссером ленты с бюджетом в 12 млн. долларов стал Ренни Харлин (Renny Harlin), имеющий в своем активе пару хитов, а именно "Крепкий орешек-2" (1990 г.) и "Скалолаз" (1993 г.). Лента "Пять дней августа" также имеет все основания претендовать на звездный статус: роль президента Грузии в ней сыграл Энди Гарсия (Andy Garcia), роль главного героя исполняет Руперт Френд (Rupert Friend), а Вэл Килмер (Val Kilmer) появляется в роли голландского журналиста.
Сама по себе картина ничем не отличается от стандартных фильмов жанра экшен-триллер, с избитым сюжетом, захватывающими перестрелками и многочисленными взрывами. Сюжет построен вокруг приключений героя (которого исполняет Руперт Френд) в хаосе вторжения российских войск и ополченцев. И, конечно же, по ходу дела, дабы добавить остроты сюжетной линии, американский журналист влюбляется в грузинскую девушку, роль которой исполняет Эммануэль Шрики (Emmanuelle Chriqu).
Однако внимание критиков в сфере культуры и политологов Грузии привлек аспект, выходящий за рамки сюжетной линии картины. Изображение вторжения российских войск вызывает в памяти откровенно антироссийский подход, который мы видели в фильме 1988 года "Рэмбо-3", где культовый персонаж Сильвестра Сталлоне (Sylvester Stallone) сражается против Красной Армии в Афганистане во время оккупации 1979-89 гг. и одерживает победу. Позицию создатели картины "Пять дней августа" явно не назовешь нейтральной, а сама лента недвусмысленно повествует о зле российского экспансионизма.
В фильме также подвергается критике вялая реакция Вашингтона на развязанные боевые действия. Создатели ленты дают понять, что Соединенные Штаты не сделали все, что было в их силах, чтобы дать отпор российскому вторжению. В конечном счете, совершенно ясно, на что надеется администрация Саакашвили и ее сторонники: что картина поможет им набрать дополнительные очки в борьбе за международное общественное мнение, вызвав сочувствие к тысячам грузинских беженцев, которым в 2008 году пришлось сняться с насиженных мест и которые до сих пор ждут, когда можно будет вернуться в родные дома.
Критики из мира искусства и политики сомневаются, обладает ли лента теми качествами, которые обеспечивают картине успех. На взгляд художественного критика журнала "Либерали" Давида Бухрикидзе, она поднимает вопрос об этической стороне попытки "улучшить имидж страны на международной арене и обеспечить национальные интересы за счет чьей-то трагедии".
Другие критики задаются вопросом, будет ли фильм иметь кассовый успех за пределами Грузии. "Даже для фильма в жанре "экшен" сюжет слишком избит и не слишком хорошо прописан, – полагает художественный критик Гоги Квахария. – Персонажи какие-то серенькие, а Энди Гарсия [в роли президента Саакашвили] похож на карикатуру".
На состоявшейся 6 июня премьере фильма в Тбилиси администрация Саакашвили приложила максимум усилий, надеясь вызвать активный интерес в обществе. Прибывшие на показ в Тбилиси голливудские звезды, главным образом Шарон Стоун (Sharon Stone), добавили происходящему великолепия. И хотя сама Шарон Стоун в картине не снималась, именно ей досталась львиная доля внимания на этом мероприятии – как со стороны настоящего президента Саакашвили, так и со стороны грузинских СМИ. Так, например, телекамеры следовали по пятам за Саакашвили и Стоун, когда президент показывал актрисе возвышающийся над городом президентский дворец. Кроме того, грузинское телевидение широко освещало приезд в страну Харлина. "Это фантастика быть в Тбилиси, моей второй родине", – сказал режиссер на пресс-конференции в столице.
Администрация Саакашвили предоставила для съемок танки и вертолеты, а также дала добро на участие в съемках в качестве статистов грузинских военнослужащих. Главным финансовым спонсором ленты выступила анонимная грузинская компания.
У присутствовавших на премьере фильм вызвал смешанные чувства. Одних, по их словам, удивляла склонность грузинских властей превращать все, в том числе и войну, в событие из мира шоу-бизнеса, другие выражали недовольство упрощенным изображением в картине хороших грузин и плохих русских.
В ходе просмотра некоторые жители Грузии улыбались и закрывали лицо ладонями в смущении от слащаво-напыщенного изображения Грузии голливудскими кинематографистами. Создатели фильма добавили в ленту эпизоды этнокультурного характера с национальными костюмами, танцами и пением.
Однако сцены этнических чисток грузинских селений российскими войсками и югоосетинскими ополченцами быстро стерли улыбки с лиц зрителей. Для многих эмоциональные раны конфликта оказались слишком свежи. После заключительных сцен, в которых многие настоящие беженцы держат в руках фотографии детей, отцов, дедушек и бабушек, убитых в ходе конфликта, некоторые зрители уходили в мрачном расположении духа. "Возможно, это незамысловатый боевик, но он заставил меня заново пережить ужас тех дней", – говорит о конфликте 2008 года редактор тбилисской газеты Майя Эдилашвили.
Георгий Ломсадзе является независимым грузинским журналистом.
Георгий Ломсадзе является независимым грузинским журналистом и одним из авторов блога «Рассказы тамады» на сайте EurasiaNet.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).