Кыргызстан: Отмечая годовщину прошлогодних событий, так и не придя к примирению
Для многих жителей Оша годовщина прошлогодних массовых столкновений на национальной почве стала болезненным напоминанием о напряженности, царящей сегодня в обществе. Для узбечки же Гульмиры и ее мужа, кыргыза по национальности, Сапарбека, эта дата стала возможностью укрепить мир в семье. Впервые после прошлогодних событий супружеская чета вознамерилась собрать вместе своих кыргызских и узбекских родственников, относящихся друг к другу с большим подозрением.
Каждый день Гульмире и Сапарбеку приходится сталкиваться с разными версиями тех событий. Живя в кыргызском квартале, они обеспокоены подозрительным отношением к себе со стороны соседей. Опасаясь за свою безопасность, Сапарбек не посещал родственников Гульмиры в узбекском городке под Ошем с момента тех самых событий.
"Жить смешанным браком очень нелегко. Но мы научились эффективно справляться с разногласиями и прессингом со стороны общества, – говорит Гульмира. – В конце концов, у нас [кыргызов и узбеков] общие корни, общая религия и общая родина".
Частично проблема Гульмиры и Сапарбека, отказавшихся назвать свою фамилию, проистекает из неготовности властей объективно взглянуть на "войну", как многие называют прошлогодние события в Кыргызстане.
Массовые столкновения 10-14 июня 2010 года в городах Ош, Джалалаад и их окрестностях унесли жизни более 400 кыргызов и узбеков. В этом году центральные власти объявили 9 и 10 июня днями памяти, а ошские власти собрались открыть памятник и провести массовую молитву в центральной мечети.
Хотя государство и организовало мероприятия в память о событиях годичной давности, предубеждение и политиканство мешают властям установить мир между кыргызами и узбеками.
"По сравнению с прошлым годом все намного спокойнее. Но люди живут в постоянном страхе, – говорит житель Оша Исамиддин (как и многие другие жители южного Кыргызстана, Исамиддин попросил не называть его полного имени, опасаясь преследований).
Ни одна из сторон не пытается сгладить обиды, разделяющие две национальности, говорит конфликтолог ООН. "В Оше ощущается нервозность, – поделился он с нами на условиях анонимности, так как ему не разрешено беседовать с прессой. – Уровень доверия очень низок".
По словам представителей узбекской национальности, основное насилие творила кыргызская толпа, узбеки же оттеснены от политической и экономической жизни, а кыргызские правоохранительные органы по-прежнему притесняют их – обвинение, фигурирующее и в документах международных организаций, таких как отчет от 8 июня правозащитной организации Human Rights Watch о многочисленных фактах применения пыток и несправедливых судебных процессов, возлагающих основную вину на узбеков, хотя именно представители узбекской национальности составляют основную массу пострадавших в тех событиях.
"Как можно наладить отношения, когда на нас до сих пор смотрят как на врагов, когда нашу молодежь до сих пор арестовывают в массовом порядке? – задает вопрос узбекский ресторатор из Оша по имени Аибек, бежавший из Кыргызстана и получивший убежище за рубежом, когда его имущество было сожжено и отобрано кыргызами.
В парламенте страны все чаще раздаются националистические выступления, и многие кыргызы отвергают обвинения, что основная масса пострадавших приходится на представителей узбекской национальности, обвиняя узбекское меньшинство в попытке отделиться от Кыргызстана, которая и спровоцировала массовые волнения. "Это начали узбеки, вины кыргызов нет. Если бы узбеки жили в мире, уважали кыргызские традиции и устои и не требовали бы автономии, то никакой бы войны не было", – говорит кыргыз Данияр из города Ош.
Не способствует облегчению ситуации и поведение властей. Непрозрачная деятельность Государственной дирекции по восстановлению Оша и Джалалабада, отвечающей за выдачу пострадавшим материальной компенсации и бесплатного жилья, только углубляет противоречия, сетуют представители обеих национальностей.
Депутаты парламента развернули жаркие дебаты о том, кто несет ответственность – узбекские "сепаратисты", исламисты или приверженцы экс-президента Курманбека Бакиева. Но практически никто, похоже, не хочет задуматься о проблемах межнациональных отношений на юге Кыргызстана.
После того как почтенная международная комиссия обнаружила факты, свидетельствующие о совершении кыргызскими властями преступлений против человечности, законодательный орган республики отмел эти выводы как необъективные и запретил автору документа, финскому политику Киммо Кильюнену, въезд в страну. Парламентский представитель президента обвинил международные правозащитные организации в намеренной эскалации напряженности. Жылдыз Джолдошова из ультранационалистической партии "Ата-Журт" и ряд других кыргызских депутатов тоже подливают масла в огонь, распространяя материалы, доказывающие, по словам Джолдошовой, что инициаторами массовых беспорядков являлись узбеки.
Чуть лучше ситуация выглядит на местах. Некоторые муниципальные власти стараются разрядить напряженность. Так, например, в ряде городов со смешанным населением на юге страны организуются совместные мероприятия вроде спортивных соревнований и празднований памятных дат.
Власти Кара-Суу и Аравана выделяют до 100 тыс. сомов (порядка 2,5 тыс. долларов) молодоженам, заключившим смешанный брак. Ряд узбекских и кыргызских предпринимателей организуют новые совместные предприятия. До июньских событий 2010 года узбекские и кыргызские предприниматели взаимодействовали друг с другом, но редко организовывали совместный бизнес. И хотя мотивы, движущие бизнесменами, могут показаться циничными (ведь партнерство с кыргызским предпринимателем сулит его узбекскому коллеге возможность избежать преследований со стороны кыргызских властей и националистических групп, а кырзызскому бизнесмену – получить доступ к узбекской клиентуре), подобная практика, по словам обеих сторон, выгодна для бизнеса.
"Одно ясно: люди устали жить в страхе и хотят действовать", – поясняет житель Аравана, архитектор Абдуладжан Дадабаев.
Местные конфликтологи приветствуют эти первые шаги, отмечая, что эти меры, к сожалению, имеют место в отдельных взятых городах со смешанным населением. Усилия по примирению сторон должны осуществляться на территории всего Кыргызстана, особенно между городами с однородным населением. В них должны принимать участие не только местные власти и жители, но и центральное правительство и другие влиятельные фигуры, отмечают специалисты.
"Примирение должно начинаться на уровне элит. Только тогда можно будет говорить о подлинной стабильности", – подчеркивает конфликтолог ООН.
Алишер Хамидов является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).