Конфликт, вызванный принятыми правительством мерами по укреплению юридических прав религиозных меньшинств, обнажил новую линию разлома на неоднородном политическом ландшафте Грузии и обозначил пределы влияния правящей партии "Единое национальное движение".
Принятые 5 июля поправки в Гражданский кодекс позволяют "вероисповеданиям, признаваемым странами-членами Европейского Совета легальными религиями", регистрироваться в качестве полноправных религиозных организаций. Прежде подобные объединения имели статус благотворительных или неправительственных организаций.
Эти изменения, удостоившиеся высокой оценки со стороны международного сообщества, вызвали негодование в рядах приверженцев Грузинской православной церкви, многие из которых усматривают в них попытку подорвать особую роль ГПЦ в обществе. Мнение об особой роли Грузинской православной церкви подкрепляет факт выделения ей финансирования из госбюджета и предоставление налоговых послаблений. В ходе состоявшейся в начале июля акции протеста сотни верующих Грузинской православной церкви и духовные лица прошли маршем с иконами и грузинскими флагами в руках по центру Тбилиси к главному кафедральному собору Самеба (собору Св. Троицы). Акция протеста, одна из крупнейших (и самая красочная) за последнее время, явилась напоминанием о том, какой огромной силой является Грузинская православная церковь в обществе.
Возражения последователей Церкви продиктованы опасением, что закон позволит Армянской апостольской церкви заявить имущественные права на ряд церковных зданий Грузии. Вспреск антиармянских настроений отчетливо проявился в телевизионных ток-шоу, блогах и дискуссиях в социальной сети Facebook по данному вопросу.
Горячая полемика во многом пошла на спад после состоявшегося 12 июля заседания Священного синода Грузинской православной церкви, призвавшего всех сохранять спокойствие. Одновременно с этим синод попросил парламент в будущем выносить связанные с религией законопроекты на обсуждение с Патриархией во "избежание возможных осложнений". На следующий день президент Михаил Саакашвили принял участие в торжественном богослужении, который совершил Патриарх Илия II в кафедральном соборе Светицховели, что явилось зримым напоминанием, что этап напряженности миновал.
Нагнетанию напряженности способствовала быстрота, с которой было проведено голосование по вопросу принятия поправок (всего через несколько дней после парламентских дебатов), а также выбранный для этого момент (сразу по завершению широко разрекламированного визита в Тбилиси главы Армянской апостольской церкви, Католикоса Гарегина II), отмечает директор Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили.
Тот факт, что Патриарх Илия II – человек, считающийся самым почитаемым публичным деятелем в Грузии, – не был привлечен к предварительным обсуждениям, произвел впечатление "самонадеянности и высокомерия" правящей партии, подчеркивает Георгий Хуцишвили. 78-летний патриарх попросил отложить окончательное голосование по данному вопросу до завершения обсуждений с Церковью.
"Думаю, что в Грузии политизируются многие вещи, которые на самом деле политическими не являются. А иногда некоторые действия правительства способствуют политизации определенных вопросов", – отмечает конфликтолог.
Как сообщил EurasiaNet.org депутат парламента от "Единого национального движения" Давид Дарчиашвили, выступающий в поддержку поправок, они находились на обсуждении в течение "длительного периода времени". [От редактора: Давид Дарчиашвили в прошлом занимал пост исполнительного директора Фонда содействия "Открытое Общество" – Грузия, являющегося составной частью сети Фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой Института "Открытое Общество", также входящего в эту сеть].
"Если говорить об июле, то можно задаться вопросом, почему закон был принят так быстро, но порой длительные дискуссии являются контрпродуктивными, – подчеркивает он. – Это могло вызвать ненужный эмоциональный всплеск, а вопрос в итоге вновь остался бы нерешенным. Если мы полагаем, что что-то нужно сделать, то это нужно делать и все".
Давид Дарчиашвили отмел обвинения в том, что на власти оказал влияние визит Католикоса Герегина II. "Некоторые конфессии считали свой прежний статус неправительственных организаций дискриминацией, – отмечает он. – Если они так воспринимали это, почему бы нам не урегулировать этот вопрос?"
Однако Грузинская православная церковь выполняет функции не только религиозной организации. Привилегированное положение Церкви и растущая популярность в обществе сделали из нее "политического игрока", говорит директор Центра общественных наук Тбилисского государственного университета Маринэ Читашвили. "[Патриарх Илия II] – это по-прежнему власть…У него нет никаких полномочий де-юре, но де-факто он располагает огромной властью", – подчеркивает она.
По словам Маринэ Читашвили, национализм, поднявший голову в ходе дебатов вокруг статуса религиозных меньшинств, является "искусственным" явлением, вызванным к жизни шоком, который испытали люди, узнав о принятом столь спешно решении, и не имеющим по собой основания в виде подлинной враждебности между грузинами и армянами. И все же предпринимаемые армянским меньшинством Грузии усилия по расширению своих культурных прав не дают покоя чиновникам в Тбилиси. В 2009 году обострились отношения между Грузией и Арменией и на правительственном уровне, когда двум активистам грузино-армянского сообщества были предъявлены обвинения в шпионаже.
Армянская апостольская церковь является древнейшей из христианских церквей, а Грузинская православная церковь – третьей по старшинству, так что признаки культурного соперничества налицо.
По словам Георгия Хуцишвили, скандал вокруг поправок служит напоминанием о неполном отделении церкви от государства в Грузии. "Эти события еще раз продемонстрировали, что религия является самым острым вопросом в Грузии, – отмечает он. – И есть риск, что любой спор по религиозному вопросу может в будущем легко перерасти в спор политический".
Молли Корсо является независимым журналистом. Проживает в Тбилиси.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).