Комментарий EurasiaNet
Как свидетельствуют акции протеста против неофициального запрета властей на ношение хиджаба в учебных заведениях, правоверные мусульмане в последний год все решительнее заявляют о себе в республике. Однако активизация мусульман не означает, что исламисты превращаются во влиятельную политическую силу в Баку.
Против исламистов в Азербайджане работает пара сильнейших факторов. С одной стороны, в обществе прочно укоренились светские традиции. Но, пожалуй, еще более важным фактором является разобщенность исламистов Азербайджана.
В настоящее время можно выделить три главных исламских течения в стране: играющие активную роль в политической жизни Азербайджана шииты, вдохновляемые примером Исламской Республики Иран; саляфиты, по сути современные исламские пуритане, воодушевляемые Саудовской Аравией; и турецкие миссионерские группы, самой заметной из которых является движение Фетуллы Гюлена. Эти группы разделяют представляющиеся непреодолимыми политические и теологические противоречия, и ни одна из них не сильна настолько, чтобы самостоятельно бросить вызов светскому характеру азербайджанской государственности.
65 процентов населения Азербайджана является последователями шиитской ветви ислама. При всем этом большинство населения смотрят на шиитов, активно участвующих в политике, с подозрением по причине тесных связей последних с Ираном. Откровенно проиранская Исламская партия Азербайджана пребывает на обочине политического спектра, а равнодушие общественности к аресту ее лидера, Мовсума Самедова, красноречиво свидетельствует о минимальной привлекательности идей партии для населения.
Другое направление шиитской политики олицетворяет собой Ильгар Ибрагимоглу – харизматичный бывший имам бакинской мечети "Джума". Ибрагимоглу рассуждает о правах и о религиозных обязанностях человека. Порой приводит его к столкновениям с властями, но подобная позиция завоевала ему уважение многих образованных и активных представителей шиитской молодежи. И все же популярность Ильгара Ибрагимоглу остается ограниченной из-за его неоднозначных взглядов на права женщин и тот факт, что он не выступил с осуждением наступления на демократическое движение в Иране. Кроме того, сайт его неправительственной организации, Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) , изобилует антисемитской пропагандой. Учитывая все вышеизложенное, политическая деятельность шиитов в ее нынешних формах вряд ли будет пользоваться широкой популярностью в обществе.
Саляфиты являются самой противоречивой из религиозных групп, борющихся сегодня за влияние в Азербайджане. Не имея исторических корней в этой стране, основанные на саудовские деньги и проповедующие буквальную трактовку ислама, они сумели обратить в свою веру значительное количество людей, разочаровавшихся в традиционном шиитском духовенстве. Однако приверженность саляфитов пуританской форме ислама не находит понимания у большинства азербайджанского общества. К тому же непримиримая доктринерская враждебность саляфитов по отношению к шиитам, коих они почитают еретиками, мешает им вступать с ними в какое бы то ни было взаимодействие.
Подчеркивает существующее между саляфитами и шиитами взаимное недоверие то обстоятельство, что две эти группы придерживаются диаметрально противоположных взглядов на ряд ключевых внутри- и внешнеполитических вопросов. Так, например, политики-шииты являются непримиримыми критиками администрации президента Ильхама Алиева, тогда как лидеры саляфитов проповедуют лояльность существующему государственному строю. С большой долей вероятности можно предположить, что нарастающее соперничество в Персидском заливе между главными покровителями шиитов и саляфитов, а именно Ираном и Саудовской Аравией, будет способствовать нарастанию напряженности между двумя этими группами в Азербайджане.
В отличие от Ирана и Саудовской Аравии, Турция в последние два десятилетия представлялась в Азербайджане вполне приемлемым воплощением ислама по причине ее светской государственности и умеренной суннитской школы ханафи. Однако с приходом к власти в Турции умеренно-исламистской Парии справедливости и развития при ослаблении позиций сторонников светской государственности из числа кемалистов многие в Баку стали с настороженностью относиться к турецкой модели ислама.
Сеть школ, организованных движением Гюлена, способствуют распространению турецкой модели ислама в Азербайджане. Однако в последнее время репутация движения пострадала в глазах образованных представителей азербайджанского общества, занимающих активную политическую позицию. Причиной тому стал тот факт, что подконтрольные движению СМИ обошли молчанием недавние гонения на свободу слова в Баку, хотя его представители заверяют, что являются сторонниками демократизационных процессов в Турции. По мнению ряда аналитиков, влияние турецкого суннитского религиозно-националистического движения неизбежно будет иметь ограниченное влияние в преимущественно шиитской многонациональной стране.
В обозримом будущем самым главным оппонентом правительства в ходе дальнейшего следования избранным светским курсом будет, пожалуй, само правительство Азербайджана. Администрация Алиева не должна перегибать палку при проведении своей политики.
И здесь возникает пресловутый вопрос о хиджабе. Правительство проводит вполне здравую мысль, желая отгородить высокой стеной религию и образование. Но движется оно в неверном направлении. Вместо того, чтобы развернуть активную информационную кампанию и публичные дебаты по данному вопросу и добиваться официального запрета на религиозную символику в школах, власти избрали деспотичный подход, выдав устные распоряжения о запрете хиджаба в школах. А когда некоторые из верующих выразили протест, они были избиты и задержаны стражами порядка. Это дало возможность исламистам заявить о своем моральном превосходстве над властями, изображая себя борцами против религиозных притеснений. Упор, который делают власти на силовых методах, несет в себе опасность сплочения исламистов и усиления напряженности между сторонниками светской государственности и последователями религии в Азербайджане. Более утонченные методы могли бы не допустить превращения вопроса о хиджабе в настоящую проблему.
Даже если вопрос о хиджабе будет и впредь накалять обстановку в стане верующих, исламский кризис в ближайшем будущем Азербайджану не грозит. Однако авторитарная, неэффективная политика властей может невзначай укрепить позиции исламистов и создать проблему в средне- и долгосрочной перспективе.
Эльдар Мамедов закончил Латвийский университет. В течение десяти лет работал в министерстве иностранных дел Латвии, в том числе в должности дипломата в латвийском посольстве в Вашингтоне и Мадриде. С 2007 года является советником по внешнеполитическим вопросам социал-демократической фракции Европарламента. Мнения, высказанные в данной статье, являются взглядами самого Эльдара Мамедова и не обязательно отражают позицию Европарламента.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).