Грузия: Политик-миллиардер планирует создать в Грузии музей наподобие музея Гуггенхайма
Над решением грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили пойти в политику издевательски смеялись почти так же...
Над октябрьским решением грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили пойти в политику издевательски смеялись почти так же, как и пять лет назад над его первыми шагами в высокомерном мире международного современного искусства. Сегодня над этим уже никто не смеется.
На входе в тбилисский бизнес-центр 55-летнего магната посетителей встречают трепещущие бабочки британского художника-концептуалиста Дэмиена Херста, а со стены за рабочим столом Иванишвили смотрит мрачновато-угрюмая картина "Einzelne Hauser" австрийского живописца и графика начала XX века Эгона Шиле.
Политические амбиции одного из богатейших людей мира и последнего из магнатов, вступившего в конфликт с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, спровоцировали сенсацию в СМИ Грузии и интерес за рубежом. Его талант вызывать фурор в мире искусства менее изучен, но для тех, кто следит за шагами этого крупного предпринимателя в политике, его художественные наклонности имеют не меньшее значение. В обоих случаях во всех его начинаниях отнюдь не последнюю роль играет упорство.
В 2006 году, когда Иванишвили приобрел за 95 млн. долларов написанную в 1941 году работу Пабло Пикассо "Dora Maar au Chat" ("Дора Маар с котом"), художественные критики высмеяли это приобретение как еще один случай, когда российский миллиардер, лишенный понимания искусства, переплатил за престиж. Годом позже он приобрел работу шотландского художника Питера Дойга "White Canoe" ("Белое каноэ") за 11,3 млн. долларов. Никто и никогда не платил больше за картину ныне живущего европейского художника, и цены на произведения современного искусства взлетели до небес.
По словам Иванишвили, сколотившего состояние в 5,5 млрд. долларов в российском банковском секторе и металлургической отрасли, подобные "громкие" приобретения являются частью спланированной бизнес-стратегии, а именно плана по открытию в столице Грузии Тбилиси художественного музея мирового уровня, который сможет поспорить с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и другими известными центрами современного искусства.
"Все это началось потому, что я думал, что мог бы сделать для своей страны, для туризма, для возрождения Грузии", – сказал магнат в интервью EurasiaNet.org. На создание музейной коллекции отложены "одна, две, три сотни миллионов" долларов, добавил он.
Работы импрессионистов (предмет восхищения его супруги Эки), которые он мог бы позволить себе приобрести, "не представят интереса для европейских туристов", тогда как произведения современного искусства за меньшие деньги могут составить имя Грузии.
Но достичь поставленной цели на практике может оказаться сложнее, чем это выглядит в теории. Помимо борьбы за возвращение себе грузинского гражданства, Иванишвили пришлось недавно столкнуться с изъятием из принадлежащего ему банка "Карту" в рамках расследования об отмывании денег 2 млн. долларов и 2 млн. евро.
Большой участок земли под музей возле Национального музея искусства Грузии в Тбилиси уже приобретен. Иванишвили отказался обсудить возможную стоимость строительства объекта, поскольку архитектор еще не выбран, но, по его оценкам, само здание музея будет "наименее затратной частью" данного проекта.
Начало строительства запланировано на 2013 год, а сейчас главное внимание уделяется подбору коллекции. "Составить коллекцию гораздо сложнее, чем построить музей, – отмечает он. – Это, возможно, будет довольно просто".
На сегодняшний день работа Питера Дойга – окутанный дымкой пейзаж в насыщенных темно-зеленых и красных тонах, оттененных белым как призрак каноэ, – один из образчиков собранной Иванишвили обширной коллекции произведений современного искусства – калейдоскопа работ, начиная от произведений американца Джеффа Кунса и овального, покрашенного в золотой цвет, зеркального диска британского скульптора Аниш Капура до яркого изображения стульев с кушетками американского представителя поп-арта Роя Лихтенштейна.
Большинство из работ международных художников хранятся в тбилисском деловом центре, совмещенном с резиденцией Иванишвили на холме, представляющем собой головокружительную смесь из прямых линий и изгибов из стекла и металла, спроектированных японским архитектором Шин Такамацу. Произведения грузинских художников хранятся в его основной резиденции в селении Чорвила в центральной Грузии.
"С современным искусством трудно понять, где начинается художественная форма и где она заканчивается. И у меня проблемы с пониманием этого", – говорит он, называя себя хорошо информированным любителем. Чтобы выбрать любимого художника, нужно кинуть жребий: "Может быть, Дэмиен Херст, может быть Джефф КУнс, их много".
На первый взгляд интерес к современному искусству может показаться странным для Иванишвили, сына бедного фермера. Известно, что он всегда старался и старается держаться в тени, будь то в своей карьере в бурном мире российского банковского сектора или в многочисленных актах благотворительности в Грузии.
Но Иванишвили уже давно является меценатом в сфере искусства. Его благотворительная организация "Карту групп" выделила средства на серьезные ремонтные работы в тбилисском государственном концертном зале. Кроме того, после своего возвращения в Грузию из России почти десять лет назад он потихоньку поддерживает финансами театральных режиссеров, поэтов и других видных деятелей искусства Грузии.
Но энергия, некогда вложенная в покорение величественного мира художников, галерей и аукционов, сегодня уходит на покорение не менее величественного мира грузинской политики, подчеркивает магнат.
"Конечно, музей и эта тема отошли сейчас на второй план. У меня сейчас для них просто нет времени, – сказал Иванишвили, пожав плечами. – Но когда я за что-то берусь, то уже не бросаю. Я определенно доведу дело [с музеем] до конца".
Молли Корсо является независимым репортером и фотожурналистом из Тбилиси.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).