НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Недавнее убийство Рафика Таги - журналиста и публициста, решительно выступавшего за светскую модель развития, предположительно павшего от рук проиранских экстремистов, - выявило опасную тенденцию в азербайджанском обществе.
Таги скончался от ножевых ранений, нанесенных ему в середине ноября в центре Баку. Никаких задержаний по факту его убийства пока не производилось. С тех самых пор все внимание сосредоточилось на дебатах (или отсутствии таковых) о роли ислама в азербайджанском обществе.
Менее изученным, но очень важным, является вопрос об отношении властей к светской модели развития республики. Власти издавна гордились имиджем Азербайджана как оплота светской государственности в мусульманском мире. Тревожный аспект трагической гибели Рафика Таги, таким образом, состоит в том, что власти так и не осудили это убийство. Вместо того чтобы громко и официально заявить о своей позиции, администрация президента Ильхама Алиева отрядила главного президентского помощника Али Гасанова в Иран, где тот, по имеющимся сообщениям, выразил недовольство Баку в связи с предполагаемой поддержкой Ираном исламских радикалов в Азербайджане.
Хотя выражение недовольства в адрес Тегерана в частном порядке может быть вполне оправданным, молчание на официальном уровне посылает неверный сигнал сторонникам светской модели развития Азербайджана и, кроме того, служит поощрением религиозным экстремистам.
Некоторые задаются вопросом, не был бы Таги сегодня жив, если бы правительство республики решительно и публично осудило смертельную фетву, вынесенную влиятельным иранским духовным деятелем аятоллой Фазилем Лянкярани Рафику Таги за статью, которую сочли "оскорбительной для ислама". Не позаботились власти и провести расследование по факту многочисленных угроз лишить Рафика Таги жизни, поступавших в его адрес в Азербайджане. Вместо этого они посадили его за решетку по обвинению в разжигании религиозной вражды.
Правительство республики, похоже, готово было умиротворять религиозных экстремистов, если объектами их нападок являются рядовые сторонники светского общества, а не правящая элита. Это, возможно, и создало впечатление наличия разногласий в стане сторонников светской государственности, подтолкнувшее экстремистов к действию.
Ставя препоны на пути дискуссии по религиозным вопросам и не становясь в ней на чью-либо сторону, правительство тем самым связывает руки защитникам светской государственности. Полноценная дискуссия в обществе может вскрыть наличие нестыковок в аргументации исламистов, а также заострить внимание на обстановке нетерпимости, царящей среди азербайджанских исламистов. В последнее время радикальные течения ислама, пусть даже не исповедующие насильственных методов, практически не встречают отпора на интеллектуальном уровне.
Как и правительственные чиновники, ряд видных исламистов Азербайджана, например, глава общественной организации по защите религиозных прав DEVAMM Ильгар Ибрагимоглу, отказываются выступить с осуждением как убийства Таги, так и вынесенной фетвы, которая, вероятно, сыграла в нем определенную роль. Позиция Ильгара Ибрагимоглу заслуживает отдельного внимания, учитывая его собственное публичное противоборство с властями по поводу свободы слова и вероисповедания.
Правительство, проводящее политику на поощрение, а не свертывание обсуждения в обществе по религиозным вопросам, могло бы помочь внести большую ясность в позицию Ибрагимоглу и других мусульманских лидеров: действительно ли они отстаивают принципы свободы вероисповедания - даже для тех, кто придерживается отличных от них взглядов на религию, - или же за правозащитной риторикой, как полагают многие, скрывается исламистская политическая платформа?
И демократической оппозиции Азербайджана необходимо раз и навсегда определиться: занимает ли она такую же принципиальную позицию в вопросе угрозы свободе слова со стороны исламистов, как и со стороны правительства? Или же она идет на поводу у чувств растущего числа верующих и соблюдающих мусульман республики, многие из которых, похоже, полагают, что Рафик Таги сам напросился на то, чтобы его убили, "оскорбив" веру большинства азербайджанцев?
Надо сказать, что первые признаки не слишком обнадеживают. Ряд оппозиционных политиков, такие как Ильгар Мамедов из партии "Республиканская альтернатива", открыто осудили и убийство Таги, и реакцию на него со стороны религиозных консерваторов. Многие же сторонники светской демократии были потрясены тем обстоятельством, что оппозиционная Общественная палата, явно под нажимом со стороны исламистов, так и не почтила молчанием память Рафика Таги. Видный либеральный блоггер Али Новрузов назвал лидеров оппозиции и гражданского общества, отказавшихся выступить против исламистов по этому вопросу, "полезными идиотами".
И, наконец, умеренные представители религиозных кругов должны определиться с неприятной дилеммой и дать ответ, за что они выступают: за свободу религии в условиях светской государственности, иными словами, за разделение религии и государства, или же они предпочитают отойти в сторонку и наблюдать, как вера пытается взять верх над разумом? Неприятно, но факт: "современные умеренные" верующие пока, похоже, не готовы всецело выступить за отделение религии от государства. Отвергая имеющиеся доказательства, умеренные в едином порыве пытаются отрицать реальность, утверждая, что вынесенная аятоллой Лянкярани смертельная фетва не имеет ничего общего с исламом. И даже хуже того: многие умеренные демонстрируют внушающее тревогу отсутствие терпимости по отношению к альтернативной точке зрения, пытаясь заставить замолчать критиков ислама в социальных сетях и дискуссионных форумах. И эти их действия идеально отвечают целям исламских радикалов, давно мечтающих навязать обществу свои религиозные представления.
Убийство Таги служит печальным напоминанием о том, что нельзя воспринимать светскую модель развития Азербайджана как нечто само собой разумеющееся. Эта трагедия свидетельствует о том, что для защиты светской государственности нужен более решительный подход. В отсутствии светских устоев, будущее свободы в Азербайджане видится еще более безрадостным, нежели ее настоящее.
Эльдар Мамедов является политическим советником социал-демократической фракции Европарламента. Мнения, высказанные в данной статье, являются взглядами самого Эльдара Мамедова.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).