НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Азимжан Аскаров, закутанный в стеганый халат, вполне недвусмысленно высказывается на тему о том, кого следует винить за его заключение. На столе лежит толстая стопка документов по делу.
"Люди часто спрашивали меня: "Вы не боитесь милиции?" А я отвечал: "Почему я должен бояться? Я действую в рамках закона". Но в итоге они добились того, чего хотели", – говорит он.
В интервью, данном EurasiaNet.org 2 февраля, правозащитник и критик правоохранительных органов Азимжан Аскаров, отбывающий в колонии пожизненное заключение за организацию массовых беспорядков на юге Кыргызстана в 2010 году, заявил о своей невиновности и поразмыслил о будущем страны. Одобрительно отозвавшись о пробных шагах избранного президента Алмазбека Атамбаева по смягчению межнациональной напряженности, правозащитник все же подверг критике обращение государства с представителями узбекского нацменьшинства, в число которых входит он сам.
Азимжан Аскаров, похоже, не сломлен психологически, а вот с физическим состоянием дела обстоят хуже: он страдает от астмы и, по его словам, "ухудшается состояние здоровья". Азимжан Аскаров оказался за решеткой, будучи обвиненным в том, что в июне 2010 года возглавил группу узбеков в столкновениях с блюстителями порядка в Базар-Коргоне – небольшом населенном пункте, где Азимжан Аскаров прослыл знаменитостью благодаря своей критике нарушений в работе правоохранительных органов. В ходе тех стычек, возникших в обстановке массовых июньских беспорядков на национальной почве на юге Кыргызстана 2010 года, погиб один сотрудник МВД и 23 гражданских лица.
Азимжан Аскаров был арестован и найден виновным в причастности к гибели миллиционера в ходе судебного процесса, состоявшегося в атмосфере националистических настроений и неоднократно прерывавшегося из-за многочисленных нарушений принципов правосудия. 20 декабря 2011 года Верховный суд Кыргызстана отклонил апелляцию осужденного на вынесенный приговор.
60-летний Азимжан Аскаров содержится сегодня в исправительной колонии ИК №47 на юго-западе Бишкека, в подвальной камере размером полтора на два с половиной метра.
Наша беседа проходила не в камере Аскарова, а в караульном помещении, в котором должно было быть теплее. Интервью состоялось в присутствии молодого конвойного, продремавшего всю беседу. Азимжан Аскаров говорил вроде бы свободно, не опасаясь каких-либо последствий. Он подробно рассказал о пытках, которым подвергался на первых порах заключения, но в колонии, по его словам, к нему относятся вполне неплохо. "Они относятся с уважением ко мне, а я – к ним", – говорит Аскаров.
Во время интервью Азимжан Аскаров решительно заявил, что не виновен во вменяемых ему преступлениях. Многочисленные правозащитные организации составили список процессуальных нарушений, допущенных в ходе судебного разбирательства и кассации, включая отсутствие всех свидетелей, вызванных стороной защиты, а также физические нападения на Аскарова, людей, проходивших вместе с ним по делу, и адвоката в ходе самого процесса.
По словам правозащитника, его жестоко избивали в Ноокене – городе на юге страны, где состоялось судебное разбирательство по деду Аскарова. "Они чуть не убили меня, – говорит правозащитник о местных блюстителях порядка. – Они заламывали мне руки за спину, брали наполненный водой груз и били меня в живот. Они били им меня по голове так, что на ней вскакивали огромные шишки". Кроме того, по словам Азимжана Аскарова, он видел избитых в кровь свидетелей, которых заставляли дать против него показания.
Он связывает свой процесс с наличием проблем в сфере демократизации Кыргызстана – многонациональной республики, 70 процентов населения которой являются представителями кыргызской национальности, а такие нацменьшинства, как узбеки, недостаточно представлены в парламенте, местных органах власти и силовых структурах.
"К этой ситуации привело развитие национализма, – считает правозащитник. – Мы всегда кичились тем, что Кыргызстан считают островком демократии в Центральной Азии. Но это только на бумаге. На территории Кыргызстана проживает 82 национальности и народности. Но митинговать и перекрывать дороги может лишь титульная нация [этнические кыргызы]. Узбеки не имеют права сказать, что думают, и высказать свои требования. Где же равенство? Где справедливость?"
Азимжан Аскаров одобрил предложение нового президента убрать из паспорта строку "национальность". Являясь пережитком советских времен, главный документ всех граждан Кыргызстана содержит упоминание о национальности его владельца – кыргыз, узбек, русский и проч. Снятие данной отметки было бы "смелым, прекрасным поступком", полагает Азимжан Аскаров. Правительство должно также запретить националистические высказывания в прессе, добавляет он.
Что касается обращения за помилованием к президенту, то Аскаров сказал, что откажется сделать это, если от него потребуется признать вину, но они с адвокатами обсуждают вопрос, как подать прошение, не прибегая к подобному шагу. "В том, чтобы просить о помиловании путем признания вины, для меня нет никакого интереса. Пусть лучше меня убьют".
В последнее время международная общественность озаботилась состоянием здоровья Азимжана Аскарова после того как правозащитные организации призвали президента Атамбаева помиловать заключенного по соображениям гуманности. В ходе интервью речь Азимжан Аскаров часто прерывалась сухим кашлем. Как он объяснил, это последствие астмы, развившейся у него во время содержания в сыром подвале, обогреваемом работающей на угле печкой, пыль от которой мешает дышать.
"Через три дня экран телевизора покрывается черной пылью, стираешь ее пальцем, и тот становится черным. А я этим дышу. Мое здоровье ухудшается", – говорит заключенный. Хотя, по словам Азимжана Аскарова, тюремные власти пообещали перевести его из подвального помещения, пока этого не случилось.
Во время заключения Азимжан Аскаров, закончивший художественную школу, снова стал рисовать, изображая своих товарищей по заключению, конвойных и самого себя. По совету психолога он написал также серию из трех пейзажей.
Не отличавшийся прежде религиозностью, Азимжан Аскаров начал по четыре часа в день читать Коран, выучил арабский алфавит и теперь заучивает наизусть суры священного писания.
Помимо всего прочего, Азимжан Аскаров консультирует своих товарищей-заключенных, которые, памятуя о его репутации, обращаются к нему за помощью с апелляцией. "Я и здесь правозащитник, – говорит он. – Когда я выйду на свободу, я буду в сто раз большим правозащитником. Это тоже своего рода духовная поддержка".
Нейт Шенккан является бишкекским журналистом.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).