Комментарий EurasiaNet
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. В обстановке развернувшегося в Азербайджане противостояния вокруг роли религии в обществе вызывающее неоднозначное отношение к себе движение турецкого теолога Фетуллы Гюлена предпринимает попытки выставить себя в Баку олицетворением умеренного, политически приемлемого ислама. Однако имеется ряд факторов, способных помешать движению Гюлена в достижении поставленной задачи.
Движение Гюлена, также известное в Азербайджане как "Нурджулар", наиболее широко известно в этом государстве своими образовательными программами. Когда в начале 1990-ых годов движение только начинало свою деятельность в Азербайджане, чиновники тепло его приветствовали. Тогда власти предпочитали делать акцент на национальной политике, которая зиждется на общетюркских культурных связях, а не на даваа, исламской миссионерской деятельности.
Покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев считал культурную составляющую полезным вкладом в строительство азербайджанской государственности и способом сплочения турецко-азербайджанского союза. Помогало и то, что в те времена представители светского и исламского сегментов общества в Турции, несмотря на противоречия между ними у себя дома, сотрудничали в деле упрочения связей между Анкарой и молодым независимым азербайджанским государством, а также государствам Центральной Азии. Чтобы лучше понять данную тенденцию, следует ознакомиться с работой профессора бостонского Северо-Восточного университета Берны Турам (Berna Turam) под названием "Между государством и исламом" (Between the State and Islam).
Сегодня подход Баку изменился. Администрация действующего президента, Ильхама Алиева, сына экс-президента Гейдара Алиева, настроена гораздо более настороженно по отношению к движению Гюлена.
Одно из объяснений подобного сдвига в подходе связано с политическими событиями в самой Турции. Светская администрация Алиева чувствовала себя гораздо более комфортно, имея дело с кемалистским руководством Турции, правившим до прихода к власти в 2002 году религиозно-консервативной Партии справедливости и развития (ПСР). Считается, что ПСР поддерживает тесные связи с движением Гюлена, что вызывает у власти в Баку озабоченность. За без малого десятилетнее пребывание ПСР у кормила власти светская модель турецкой государственности, базирующаяся на принципе разделения религии и политики, значительно пошатнулась. Соответственно, Алиев может задаваться вопросом, насколько стойка поддержка Анкары в отношении светского политического руководства Азербайджана.
В самом же Азербайджане власти начинают все с меньшей терпимостью относиться к политическим взглядам, отличным от их собственных, что выливается в стремление ограничить любое зарубежное религиозное влияние.
Правда, несмотря на наблюдаемые тенденции, представляется маловероятным, чтобы власти АР намеревались открыть наступление на движение Гюлена. С одной стороны, учитывая растущее влияние движения в Турции, подобный шаг может поставить под угрозу стратегические взаимоотношения Баку с Анкарой. С другой стороны, движение организовало сеть весьма успешных учебных заведений, в которых, по имеющимся сведениям, учатся отпрыски многих влиятельных должностных лиц Азербайджана, таких как глава президентской администрации Рамиз Мехдиев. Еще одна причина заключается в якобы имеющих место деловых контактах между представителями азербайджанских властей и связанными с движением Гюлена компаниями, хотя данный факт, в отсутствие в Азербайджане свободных СМИ, удостоверить достаточно сложно, если не невозможно.
Сторонники светской модели развития и представители гражданского общества не выработали единого отношения к этому движению. Некоторые из них, такие как Ариф Юнус, полагают, что последователей движения, делающего столь сильный упор на современном образовании и межрелигиозном диалоге, следует поддерживать в качестве противовеса более консервативным и радикальным течениям ислама.
Другие считают такую установку слишком оптимистичной. Хотя публичный образ движения неизменно носит толерантный и плюралистический характер, за кулисами движение представляется менее терпимым. Так, например, в общежитиях школ движения Гюлена и в его компаниях царит строгая гендерная сегрегация, при которой женщины находятся в подчиненном положении. В школах пансионного типа идеи воспитания школьников в духе правоверных мусульман преобладают над идеями свободы личности и свободного выбора образа жизни. Согласно обнародованным WikiLeaks документам, известен как минимум один случай ухода азербайджанского учащегося из школы движения Гюлена в Баку из-за несогласия представителей движения с его выбором партнера по браку.
Кроме того, многих представителей либеральных кругов Азербайджана не устраивает, по их словам, лицемерие и оппортунизм этого движения: в обстановке развязанного в 2011 году азербайджанскими властями наступления на свободу слова и собраний рупор движения Гюлена, газета Zaman, напечатала ряд статей, в которых высоко отзывалась о "дальновидном руководстве" страны. Подобная оценка поразила активистов гражданского общества своей неуместностью, учитывая заверения представителей движения в их поддержке идей демократии в Турции и других странах. В целом, эти статьи расценили как циничную уловку движения Гюлена с целью добиться благосклонного отношения властей в Баку к своим образовательным и деловым проектам.
Кроме того, бакинских либералов настораживает факт оказания движением активного содействия по скандальным делам о заговорах "Эргенекон" и "Большой молот", в рамках которых сотни арестованных людей, в том числе критически настроенные по отношению к властям журналисты, годами томятся в тюрьмах без суда, зачастую на основании улик, представляющихся сфабрикованными.
В Баку же у движения Гюлена сложились довольно напряженные отношения с другими основными участниками религиозной жизни страны. Шииты-радикалы, вдохновляемые примером Исламской Республики Иран, считают движение пассивным и конформистским. Достаточно сказать, к примеру, что участники акций протеста против запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях были сплошь шииты, тогда как гюленисты не принимали в них активного участия. С другой стороны, салафиты недовольны энтузиазмом, с которым движение приемлет технологические и даже религиозные новшества, которые эти вдохновляемые Саудовской Аравией пуритане от ислама считают недопустимыми.
И последним по очередности, но не по значению, является то, что упор движения на тюркизме и исламе отталкивает от него представителей сосредоточенной главным образом в Баку русскоговорящей интеллигенции Азербайджана, которая, несмотря на сокращение своих рядов, по-прежнему пользуется большим авторитетом в обществе.
Несмотря на периодические неудачи, движение Гюлена сумело создать эффективную сеть, в которую входят бывшие воспитанники школ, дружественно настроенные чиновники и симпатизирующие движению бизнесмены. Исповедуемые им идеи сравнительно умеренного ислама и тюркского национализма находят отклик в сердцах все большего количества жителей Азербайджана, в частности молодежи, которые видят в нем альтернативу как светской государственности алиевской администрации, так и исламизму иранского толка. Однако плюралистический характер азербайджанского общества, объединяющего в себе либеральных секуляристов, представителей интеллигенции, шиитов и нетюркских народностей, и базирующегося на давних принципах светской государственности, послужит естественным ограничительным фактором в распространении идей движения в Азербайджане.
Эльдар Мамедов является политическим советником социал-демократической фракции Европарламента. Мнения, высказанные в данной статье, являются взглядами самого Эльдара Мамедова.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).