НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Власти Армении не теряют времени, когда надо выразить обеспокоенность в связи с уничтожением и разрушением армянских церквей и монастырей на территории соседних Грузии, Азербайджана и Турции. Но те же самые власти, что с готовностью бьют в колокола из-за состояния культовых сооружений за рубежом, зачастую становятся весьма сдержанными, когда дело касается самой Армении, отмечают специалисты.
По утверждению экспертов, почти 50 процентов из 24 тысяч религиозных памятников на территории Армении нуждаются в срочной реставрации, а около 30 процентов находятся на грани обрушения.
Из-за статуса Армении как первой в мире страны, принявшей христианство в качестве государственной религии (в 301 году н. э.), ветхое состояние религиозных памятников является для многих ударом по национальной гордости. «Кто из наших властей видел, в каком состоянии находятся наши храмы?» – вопрошает историк Рафаэль Тадевосян, входящий в состав общественной комиссии по охране национальных исторических ценностей и памятников.
Район в центральной Армении, прилегающий к месту расположения монастыря Гегардаванк, основанного в IV веке, «представляет собой настоящую свалку, где столько же мусора и отходов, как на городских свалках, – говорит Самвел Карапетян, историк и глава ереванской общественной организации «Исследование армянской архитектуры», занимающейся вопросами сохранения архитектурного наследия. – И это делают не турки, грузины или азербайджанцы. Замусориваем, загрязняем и разрушаем мы сами».
Армянские власти, которые приняли участие в успешной кампании по реставрации храма Святого Креста X века на озере Ван в Турции и которые ведут противоборство с Тбилиси по поводу состояния армянских церквей на территории Грузии, не проявляют такой же активности, когда дело касается проблем сохранения памятников на территории собственной страны.
Редким исключением из общего правила стал случай, имевший место в 2011 году, когда в рамках общественной кампании был смонтирован ролик о плачевном состоянии, в котором пребывает монастырский комплекс Санахин X века на севере Армении, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ролик вызвал волну возмущения в адрес главы Армянской Апостольской Церкви Католикоса Гарегина II, ответившего, что он «не имеет никакого отношения к монастырям и церквям, расположенным в горах».
В Facebook появились призывы отправить Католикоса в отставку. В создавшейся обстановке министерство культуры сформировало комиссию по церквям и пригласило немецких специалистов для изучения культового сооружения с целью выявления причин образования зияющих трещин в стенах монастыря. В начале этого года там были начаты ремонтные работы.
Одной из часто называемых причин такого отношения является недостаток средств. Правительство республики начало выделять деньги на реставрацию культурно-исторических памятников лишь в 2005 году, спустя 14 лет после распада Советского Союза. За минувший период на ремонт 34 церквей была израсходована сумма в драмах, эквивалентная около 5 млн. долларов.
Однако процесс реставрации в Армении по-прежнему окружают скандалы. В 2009 году Контрольная палата обвинила министерство культуры в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму в 186 млн драмов (465 тыс. долларов), что привело к «некорректной и непрофессиональной» реконструкции монастырей Кобайр XII века, Ваанаванк X века и Хневанк VII века.
Камни, извлеченные из оригинальной постройки, были «позднее заменены на новые, отличные от прежних», что привело к «искажению» первоначального облика строения, утверждал в 2010 году в своем отчете парламенту республики председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян.
(В результате глава агентства по защите памятников истории и культуры министерства культуры Гагик Гюрджян был снят с занимаемой должности, правда, три месяца спустя он же был назначен руководителем одного из главных ереванских исторических музеев, а именно цитадели «Эребуни», датируемой VIII веком до н.э.).
Как сообщил EurasiaNet.org нынешний глава агентства по защите историко-культурных памятников Сержик Аракелян, его ведомство «осуществляет более жесткий и профессиональный контроль за реставрационными работами».
Однако государство «не располагает особыми средствами, и на все их не хватает», признает он.
Отмечая почти полное уничтожение надписей на стенах монастыря Агарцин на северо-востоке Армении, специалист по охране памятников Самвел Карапетян считает, что в некоторых случаях лучше вообще не пытаться предпринимать ремонтно-восстановительные работы в армянских церквах и монастырях, потому что «памятнику приносится не столько польза, сколько ущерб».
Между тем центр Армянской Апостольской Церкви, первопрестольный Святой Эчмиадзин, также время от времени говорит об отсутствии у него средств на то, чтобы следить за состоянием армянских церквей и монастырей. «Церковь располагает ограниченными ресурсами и приходится восстанавливать памятники за счет государства, но если эти средства и впредь будут расходоваться не по назначению, тогда однажды все просто-напросто исчезнет», – отмечает глава пресс-канцелярии Первопрестольного Св. Эчмиадзина, иерей Ваграм Меликян.
По словам Бакура Овсепяна, поставленного государством курировать монастырь Гошаванк XII века на севере Армении, он неоднократно обращался в министерство культуры и к Церкви за помощью в деле реставрации главного храма монастыря, церкви Пресвятой Богородицы. По его словам, данное сооружение находится на грани разрушения.
Администрация монастыря приняла решение закрыть части церкви для посещения во избежание несчастных случаев в результате падения камней со стен и купола здания.
Однако ответ как от представителей Церкви, так и от представителей государства можно сформулировать вкратце следующим образом: «Денег нет».
По словам Бакура Овсепяна, он не понимает, почему нельзя пустить на эти цели те 20-26 млн драмов (50-60 тыс. долларов), которые монастырь ежегодно отчисляет в Эчмиадзин с продажи свечей, сувениров и пожертвований туристов. Представители Эчмиадзина говорят, что пытаются найти частных спонсоров для финансирования реставрационных работ.
По утверждению замминистра культуры Арев Самуэлян, «этот вопрос находится на контроле». По ее мнению, действия должна предпринимать сама армянская общественность.
«Должно измениться отношение. Ни государство, ни церковь не могут поставить охрану у каждого храма, чтобы люди не писали на стенах, не зажигали свечей на каменных крестах и не выцарапывали свои имена, – сказала она EurasiaNet.org. – Общество должно проникнуться ценностью этих [исторических] памятников».
«Министерство отнюдь не всемогуще», – добавила она.
Гаянэ Абрамян является журналистом ереванского издания ArmeniaNow.com.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).