НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Когда в прошлом месяце Ошский музыкально-драматический театр открыл свой 94 театральный сезон, актеры всматривались в публику с беспокойством и нервозностью. Они не отмечали премьер на протяжении вот уже трех лет, еще до того момента, как здание театра было частично сожжено в ходе массовых беспорядков на национальной почве, разразившихся в 2010 году на юге Кыргызстана. Из-за кулис они наблюдали непривычное зрелище: полный зал зрителей, включая видных представителей местных органов власти, которые пришли на спектакль, чтобы выразить им свою поддержку.
Народу в театр сегодня ходит мало. По словам драматических актеров, представители местной общины находятся сейчас на такой мели, что не могут уделять особого внимания искусству. Да и компьютерный век меняет представления людей о развлечениях. Но у Узбекского музыкально-драматического театра, единственного узбекскоязычного театра на территории Кыргызстана, по-прежнему имеются верные и преданные поклонники.
Впервые театр открыл свои двери при поддержке государства в октябре 1919 года. Театр финансировался местными коммунистическими властями – как и кыргызскоязычный театр, открывшийся в 1972 году – в рамках проводимой ими кампании по укреплению большевистской идеологии средствами искусства. Сегодня финансов выделяется гораздо меньше, чем в прежние десятилетия, но и такого идеологического давления тоже нет.
«В советские времена этот театр был известен на территории всей Средней Азии, – говорит Эркин Байназаров – местный драматург и бывший директор театра, по-прежнему размещающегося в беломраморном здании на улице Ленина в центре Оша. – В театр приезжали известные актеры из разных уголков Советского Союза, советское правительство выделяло средства на творческие командировки работников театра в другие города региона, а также Москву и Ленинград».
Матлуба Мавлянова, называющая себя «работником искусства», всю свою жизнь отдала театру, в котором служит вот уже 36 лет.
«Я актриса, хореограф и танцовщица. После окончания школы я начала танцевать. Потом – играть на сцене, – вспоминает 53-летняя Матлуба Мавлянова. – В прошлом, в советские времена, в наш театр приезжали великие актеры и преподаватели, я многому у них научилась».
В нынешнем сезоне Матлуба Мавлянова выступает балетмейстером четырех танцевальных постановок, в том числе премьерного спектакля – классической истории любви, крайне популярной на территории Центральной Азии и Ближнего Востока. «Недавно мы поставили эпическую любовную поэму Алишера Навои «Лейла и Меджнун» в новом, современном прочтении, – говорит балетмейстер. – Мы постарались выразить мысли и эмоции не вербально, а средствами танца».
Каждый театральный сезон труппа ставит по восемь-девять спектаклей, в том числе (как это и следует в многонациональной Ферганской долине) по произведениям узбекских, кыргызских и таджикских драматургов. По словам Матлубы Мавляновой, ей нравится ставить и играть комедии, служащие ей своеобразной отдушиной. Но реальная жизнь у театра далеко не такая веселая, отмечает хореограф.
«Хожу ли я в театр? Вы, верно, шутите, – говорит 55-летний таксист Малик, узбек по национальности, которому, по его словам, надо кормить четверых детей. – Сейчас не лучшее время для походов в театр. В наши дни здесь найдется немного людей, настроенных ходить по театрам».
Непроста жизнь на юге Кыргызстана у узбеков, несоразмерно пострадавших во время июньских массовых беспорядков на национальной почве 2010 года, четыре дня которых унесли жизни свыше 400 кыргызов и узбеков.
Несмотря на слабую экономику и существующую как бы в состоянии осады общину, театр по-прежнему поддерживают финансовыми средствами. После июньских событий и пожара в части здания японское правительство предоставило театру грант на приобретение и установку новой звуковой аппаратуры. На казахстанский грант было смонтировано новое освещение для сцены. По словам вице-мэра Дастана Ходжаева, власти субсидируют зарплаты порядка 100 штатных сотрудников театра, занятых полный рабочий день, включая 30 человек технического персонала.
«Единственная наша проблема – это низкая посещаемость, – говорит главный режиссер театра Набиджон Сабр. – Мы бы хотели, чтобы на наши спектакли ходило больше народу. Количество зрителей недостаточно».
При сравнительно недорогих ценах на билеты [50-200 сомов (1-4 доллара), что примерно равняется цене на бутылку водки в зависимости от качества], билеты на спектакли не раскупаются. «Я думаю, люди не ходят в театр, потому что большинство из них занимается тем, что изо всех сил просто пытаются выжить», – говорит Набиджон Сабр.
По словам главного режиссера и других людей, распад Советского Союза создал духовный и идеологический вакуум. «Театр не может существовать без зрителей, – говорит бывший директор театра Байназаров. – Билеты недорогие, а посещаемости все равно нет. Изменились духовные запросы людей».
«Людей не интересует искусство, театр, литература, как это было пару десятков лет тому назад, – продолжает он. – Сегодня люди в нашем регионе не читают столько книг, не говорят об искусстве. Они думают, что развлекательных фильмов, распространяемых на дешевых компакт-дисках, достаточно для удовлетворения их эстетических, духовных и интеллектуальных потребностей».
Хотя в театр редко приходит много народу, заполненный до отказа зрительный зал на открытии сезона 5 ноября послужил для актеров столь желанной моральной поддержкой. В этот вечер исполнителей особенно изумило присутствие одного человека. Там, в зрительном зале на 470 мест, сидел мэр Оша Мелисбек Мырзакматов, часто критикуемый за свои резко прокыргызские националистические взгляды.
В приветственной речи мэр Мырзакматов отметил, что театр служит мостом для укрепления дружбы между двумя национальностями. «Средствами искусства этот театр объединяет людей вопреки всему», – сказал он.
И все же, несмотря на столь мощную поддержку и всю свою 94-летнюю историю, будущее театра остается туманным. Старятся театралы, старятся исполнители и режиссеры.
«Сегодня в регионе нет учебного заведения для подготовки нового поколения театральных специалистов, – говорит Эркин Байназаров. – В советские времена узбекские театральные актеры и режиссеры из Киргизии обучались в Ташкенте и Москве. После обретения бывшими советскими республиками независимости обучение в Ташкентском государственном театрально-художественном институте [по ту сторону государственной границы] и аналогичных учебных заведениях Москвы стало проблематичным».
По словам Эркина Байназарова, главным учебным заведением для узбекских актеров из Оша является Кыргызский государственный институт искусств в Бишкеке. Однако, как отмечает ряд исполнителей, после массовых беспорядков на национальной почве им, представителям узбекского нацменьшинства, при мысли об обучении в столице Кыргызстана делается как-то не по себе.
Хамид Турсунов является независимым ошским журналистом.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).