Турция: «Великолепный век» вызывает споры о роли женщины в обществе и политике
Для большинства стран довольно необычно, чтобы предстоящая гибель на экране одного из персонажей телевизионного сериала становилась источником беспокойства для официальных лиц. В Турции же популярный телесериал, повествующий о правлении в XVI веке османского султана Сулеймана Великолепного, вызвал неудовольствие властей, имеющих свои виды на этот век в плане укрепления консервативной идеологии.
Десятилетиями светская правящая элита, желавшая дистанцироваться от исламского, ориентированного на восток, прошлого страны, принижала значение османского наследия Турции. Сегодня, когда Турции начала укреплять свои позиции на международной арене, истории о великом имперском прошлом вполне согласуются с курсом современной Турции на укрепление своего статуса.
Но не все эти истории обязательно отражают имидж страны, который хотели бы укреплять власти.
Именно таким случаем является телесериал «Великолепный век» (Muhteşem Yüzyıl). Масштабная историческая сага вот уже два года приковывает внимание целой армии турецких телезрителей. Но теперь история подходит к особенно интригующему моменту – предстоящей казни Ибрагим-паши, великого визиря султана.
Предыстория гибели Ибрагим-паши полна интриги. И перспектива подвергнуть переосмыслению эту непростую главу из османского прошлого заставляет действующего министра культуры Турции Эртугрула Гюная (Ertuğrul Günay) чувствовать себя не в своей тарелке. «В нашей истории есть хорошие страницы, достойные всяческих похвал, но есть и плохие стороны, нетерпимые с точки зрения нашего сегодняшнего сознания», – отметил он в начале этого месяца в одной из программ национального телевидения.
За предшествующие недели сериал «Великолепный век» навлек на себя гнев многих видных правительственных чиновников, с осуждением воспринявших ленту за описание хитросплетений во взаимоотношениях между наипрославленнейшим султаном Османской империи и строящими козни наложницами его гарема.
«Сулейману Великолепному – человеку, проведшему жизнь в седле, служа своей стране и своему народу, – навязывается жизнь, целиком состоящая из постели и каких-то извращенных взаимоотношений», – подчеркивал в декабре депутат от правящей происламской Партии справедливости и развития (ПСР) Октай Сарал (Oktay Saral), сообщает газета Sabah.
Депутат пригрозил внести в парламент законопроект, который объявит вне закона «ложное изображение исторических деятелей». Правда, когда корреспондент EurasiaNet.org связался с сотрудниками его аппарата, официальный представитель депутата заявил, что этот вопрос «уже не актуален».
Депутат, похоже, действовал по примеру премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, в ноябре сходным образом раскритиковавшего телесериал.
Аналитики полагают, что недовольство телесериалом коренится в столкновении приоритетов набирающей вес телекиноиндустрии, охваченной так называемой «османоманией», и властей, желающих задним числом приписать той эпохе собственные общественно-политические ценности.
По данным сайта рейтингов телевизионных программ MedyaTava.com, на сегодняшний день этот сериал смотрят в вечерний прайм-тайм по средам порядка 27 процентов турецкой аудитории.
По сообщению компании TIMS Production, выпускающей сериал, его смотрят почти 200 млн зрителей в 43 странах Центральной Азии, Ближнего Востока и Балкан.
Телесериал подготовил почву для появления целой вереницы других лент и телепостановок, надеющихся повторить успех сериала, удовлетворяя потребность зрителей в рассказах о прошлом Османской империи.
«Можно было бы подумать, что ПСР обеими руками поддержит этот проект, поскольку он отражает их идею о новом основополагающем моменте для Турции», – говорит профессор социальной антропологии Бостонского университета Дженни Уайт (Jenny White), запоем смотрящая, по собственному признанию, сериал «Великолепный век».
Гнев Эрдогана, по мнению Дженни Уайт, может быть вызван такими персонажами, как Хюррем, также известной в истории под именем Роксолана, родившейся на территории современной Западной Украины. Будучи наложницей Сулеймана, а позднее его женой, Хюррем играла одну из центральных ролей в тогдашних коридорах власти. Ее огромное политическое влияние, описанное в своих трудах учеными, идет вразрез с консервативными взглядами самой ПСР на роль женщины в обществе.
По версии телесериала «Великолепный век», козни Хюррем (как и было, по утверждению историков, в реальной жизни) привели к гибели Ибрагим-паши.
«Полагаю, образ полуголых женщин, вращающихся с этими мужчинами и обладающими определенной властью, пусть даже в такой ограниченной сфере – это для них уже слишком», – отмечает профессор Уайт, имея в виду представителей ПСР.
Согласно представлениям, господствующим в турецкой политике, женщин «вообще не следует допускать в государственную сферу; их место дома, возле детей».
В телеиндустрии Турции общественные табу правили бал с самого момента становления частного телевидения в 1990-х годах, отмечает научный сотрудник Жюльен Пари (Julien Paris), изучающий турецкую индустрию телесериалов во Французском институте анатолийских исследований в Стамбуле.
По мере возрождения роли истории османского государства в политическом дискурсе Турции «властям становится важным установить своего рода негласный закон о том, как следует представлять эту эпоху», – отмечает Жюльен Пари.
Возникшее противоречие может также быть отражением полемики вокруг того, как следует представлять деятелей из прошлого Турции: как людей из плоти и крови со свойственными человеку слабостями и, порой, сексуальными пристрастиями или же как полумифических героев.
Сериал «Великолепный век» и биографическая картина «Мустафа», авторы которой попытались очеловечить образ основателя Турецкой Республики Мустафы Ататюрка, вызывают недовольство не потому, что оспаривают официальную линию властей, а «потому, что рассказывают об их герое как о человеке, который влюбляется, занимается любовью – как любой другой обычный человек», – отмечает соискатель докторской степени Есин Паша Ченгиз, изучающая в лондонском Королевском университете Холлоуэй изображение истории в турецком кинематографе.
«Представители правительства и многочисленные националисты возражают против подобного рода изображения», – добавляет она.
По словам некоторых фанатов сериала, постановка «Великолепного века» начала меняться в ответ на официальную критику властей. «Появилось…значительно больше религиозных сцен в гареме…и в посещении мечети султаном и его окружением», – отмечает Дженни Уайт из Бостонского университета.
Несмотря на свои возражения против «Великолепного века», власти Турции, судя по всему, остаются привержены делу дальнейшего продвижения отечественной индустрии сериалов на международной арене, видя в этом эффективный механизм усиления своего неполитического влияния.
Министерство экономики надеется увеличить экспорт турецких телепрограмм до 100 млн долларов в год (с 70 млн долларов по итогам 2012 года).
Существующая главным образом на государственные средства турецкая телерадиокомпания TRT даже внесла собственный вклад в общее помешательство на почве Османской империи, создав мультфильм «Чинар», который, по словам его продюсера Варола Ясароглу (Varol Yasaroğlu), имеет целью познакомить детей с османскими «нравственно-гуманитарными ценностями» «мира, радушия и толерантности».
Но, как отмечает профессор социальной антропологии Дженни Уайт, процветающая индустрия телесериалов Турции делает пока главный упор на романы и интриги, так что производство сериалов вроде «Великолепного века» в стране, похоже, будет поставлено на поток.
Александр Кристи-Миллер является независимым журналистом из Стамбула.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).