X
X

Кыргызстан: Государственное строительство добралось до голубого экрана

Памятник Курманджан Датке – героине новой исторической ленты Кыргызстана, был воздвигнут в 2004 году в Дубовом парке Бишкека. Ряду депутатов парламента удалось добиться выделения дополнительных средств из государственной казны на производство картины, уже обошедшейся Кыргызстану в 1,4 млн долларов. (Фото Дэвида Триллинга)

НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Несмотря на нехватку денег в казне и социальную напряженность в обществе, руководство Кыргызстана не оставляет идеи производства самого дорогого в истории республики фильма – судя по всему, в надежде, что сказ о героине XIX века поможет укрепить дух единения в стране. Критики же выражают обеспокоенность, что идея замешанного на эпосе национального строительства является чересчур амбициозной и в итоге потерпит фиаско.

С момента обретения страной независимости в 1991 году ее руководство пыталось решить дилемму, как объединить столь разные в культурно-социальном отношении северную и южную части республики. Все попытки укрепления общенационального самосознания в Кыргызстане раз за разом терпели крах. Единственным всеми признанным национальным героем в стране является легендарный Манас. Но этот персонаж, как оказалось, подвержен различным трактовкам и манипулированию со стороны националистов, укрепивших свои позиции во власти после массовых волнений на национальной почве 2010 года. С тех пор правительство стало регулярно подвергаться критике за выделение столь дефицитных средств на укрепление государственных символов и увлечение такими дорогостоящими, но непрактичными проектами, как изменение цвета национального флага.

Героиней означенной картины является Курманджан Датка – довольно необычная фигура в истории Центральной Азии. Родившаяся в 1811 году в Кокандском ханстве (центр которого находился в Ферганской долине, располагаясь на территории части современного Узбекистана и южного Кыргызстана), девушка решила убежать от жениха, за которого хотели ее отдать родные, выйдя впоследствии замуж за влиятельного знатного феодала. Этот ее поступок, к примеру, поднимают сегодня на щит современные активисты борьбы с похищением невест. После гибели супруга хан признал Курманджан Датку новой правительницей Алайских гор. Впоследствии она вслед за другими предводителями кыргызских кланов признала власть царской России, войска которой продвинулись на юг. Когда позднее ее сын был арестован царскими властями по обвинению в контрабанде, Курманджан Датка совершила то, чего руководители Кыргызстана времен после обретения независимости редко делали, а именно поставила интересы своих подданных выше интересов своей семьи. Она смирилась с казнью сына, не став поднимать восстания, которое могло навлечь на край гнев официального Петербурга.

Минувшей весной ряду депутатов, главным образом из числа уроженцев юга, где в свое время жила и правила Курманджан Датка, удалось уговорить правительство на выделение дополнительных средств на производство одноименной картины. Как отметил недавно уроженец Алайского района и один из лидеров парламентской фракции националистической партии «Ата-Журт» Ахматбек Келдибеков, правительству «не следует скупиться…, когда дело касается сохранения наших идеологических ценностей». В выступлении, которое приводит в своем репортаже кыргызское информагентство KNews, он заявил, что государство сможет вернуть средства, вложенные в производство картины (составляющие на данный момент, по имеющимся сообщениям, порядка 1,4 млн долларов), так как фильм оправдает себя в прокате. Съемки ленты начались в 2011 году, который власти объявили «Годом Курманджан Датки».

Независимый кинорежиссер Эмиль Жумабаев затруднился высказать суждение о фильме до его выхода на экран, который запланирован на начало следующего года, однако он не разделяет оптимизма Ахматбека Келдибекова. Режиссер вспоминает резкий прием, который оказали западные критики аналогичной историко-патриотической ленте «Кочевник», выпущенной в 2005 году богатым северным соседом Кыргызстана, Казахстаном, на бюджет, в 25 раз с лишним превышавший кыргызстанский.

«С художественной точки зрения это был не фильм, а «каша», – говорит он. – Государственная киностудия выдоила из государства деньги, режиссерская группа и актеры набили карманы, а фильм не получил ни одной награды и не достиг поставленных идеологических задач. Население Казахстана практически его не заметило».

Предпринимавшиеся в течение нескольких недель неоднократные попытки связаться с режиссером фильма «Курманджан Датка» и председателем Союза кинематографистов КР Садыком Шер-Ниязом не увенчались успехом.

Другие сомневаются, что лента о Курманджан Датке – героине юга в стране с давней историей вражды между северянами и южанами – поможет им сблизиться.

«Во времена Курманджан Датки общество носило племенной, а не национальный характер, – поясняет историк Владимир Плоских, автор книги о героине и консультант картины. – Даже сегодня верность людей направлена на лидеров своих кланов, будь то исторических или современных. Кыргыз из Кемина [района на севере страны] может испытывать верность по отношению к Шабдан Батыру, современнику Курманджан Датки с севера. Уроженец Иссык-Куля может быть привержен Боромбаю», еще одному местному предводителю кыргызов XIX века. Кыргыз же из Джалал-Абада – южного района, сопредельного с бывшим оплотом Курманджан Датки, – вообще может быть более расположен к такому деятелю наших дней, как лидер оппозиции и депутат Камчыбек Ташиев, добавляет Владимир Плоских.

«Плохо ли, хорошо ли, но общенациональным героем является только Манас», – говорит ученый.

Самыми успешными картинами Кыргызстана последних лет стали фильмы, снятые в жанре арт-хаус на небольшой бюджет из частных источников. В ленте 2010 года «Свет-Аке» («Похититель света») рассказывалось об этаком кыргызском Робин Гуде, который в период систематического отключения электроэнергии, рискуя попасть в тюрьму, занимался подключением жителей сельских районов к системе энергоснабжения. Лента, снятая режиссером Актаном Арым Кубатом (ранее носившим имя Актан Абдыкалыков), удостоилась призов на малых кинофестивалях в России и во Франции.

Ленты же о благородных исторических персонажах чаще всего являются «костюмными фантастическими произведениями», призванными «отвлекать людей от социально-экономических проблем», полагает независимый кинорежиссер Эмиль Жумабаев.

Если Кыргызстану и следует обратиться к прошлому, то есть, на его взгляд, один исторический персонаж, который может больше поведать людям об их стране, чем Курманджан Датка: это Уметалы – племенной вождь с северных территорий, одним из последних подчинившийся российскому правлению в конце 1860-х годов.

«Сначала он присягнул на верность Кокандскому ханству и нападал на русских. Затем присягнул на верность китайцам, постоянно воюя с остальными кланами, борясь за автономию», – рассказывает Эмиль Жумабаев. В итоге, когда его сторонники были обессилены и обескровлены, предводитель-отступник был вынужден покориться русским.

«Люди бы посмотрели такую картину и сказали: «Смотрите, 150 лет прошло, а ничего не изменилось», – шутит режиссер.

Крис Риклтон является журналистом из Бишкека.

Кыргызстан: Государственное строительство добралось до голубого экрана

1 / 1
X
> <