Азербайджан: Мусульманки видят возможности в оппозиционных акциях протеста
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Похоже, мало кто из женщин Азербайджана готов сегодня отстаивать собственную позицию по какому-либо вопросу, опасаясь перспективы подвергнуться аресту, жестокому обращению со стороны правоохранительных органов или преследованию. Но одну группу верующих мусульманок из числа последователей шиитской ветви ислама эти опасности не отвращают от участия в акциях протеста.
В последние несколько лет некоторые мусульманки Азербайджана, носящие хиджабы и традиционные исламские одежды, принимали участие в различных демонстрациях в Баку, главным образом связанных со свободой вероисповедания. Но теперь этот интерес распространился и на президентские выборы, которые должны пройти в Азербайджане 9 октября.
По словам женщин, с которыми побеседовал корреспондент EurasiaNet.org и которые входят в женский совет Исламской партии Азербайджана, их главным образом интересуют светские вопросы.
«Я борюсь за уважение принципа верховенства закона, за соблюдение прав человека, – говорит 54-летняя преподавательница шиитской ветви ислама Новраста Ибрагимова, возглавляющая женский совет из 10 активисток. – Неважно, чему посвящена акция протеста – защите религиозных или светских прав, я все равно буду в ней участвовать».
Исламская партия Азербайджана официально находится под запретом, но многие ее сторонники и активисты поддерживают Национальный совет демократических сил – главную оппозиционную коалицию страны.
Новраста Ибрагимова особенно обеспокоена взаимоотношениями по типу «хозяин-слуга», сложившимися между представителями власти и простыми гражданами Азербайджана. Она считает, что основные нужды и чаяния народа игнорируются. «Они [власти] больше занимаются строительством мостов и жилых зданий, что хорошо для удобства. Но многие люди не имеют работы. Власти должны думать о том, как трудоустроить людей», – говорит активистка. В течение пяти лет Новраста Ибрагимова изучала ислам в иранском городе Кум – центре духовного образования шиитов.
В последние годы на территории Азербайджана неуклонно растет популярность ислама, особенно в женской среде. Согласно результатам исследования уровня религиозности жителей Закавказья, проделанного в 2012 году некоммерческим Исследовательским ресурсным центром Кавказа, 70 процентов из 1829 опрошенных жителей Азербайджана назвали себя людьми верующими, что на 13 процентов больше, чем в 2011 году. Восемьдесят шесть процентов респонденток охарактеризовали религию как «очень важную» или «довольно важную» составляющую их жизни, тогда как среди мужской части респондентов этот показатель составил лишь семьдесят пять процентов.
Научный сотрудник бакинского Института мира и демократии и автор ряда книг по исламу в Азербайджане Ариф Юнусов полагает, что мусульманки, участвующие в акциях протеста, восполняют пробел, образованный отсутствием верующих шиитов-мужчин, многие из которых в последние годы были брошены властями за решетку по обвинению в причастности к терроризму. «Поскольку мужчины, принимавшие активное участие в протестном движении, пребывают за решеткой, то мы наблюдаем, как в акциях протеста и митингах начинает принимать участие все больше и больше женщин-шииток, – говорит он. – Поскольку они женщины, их не трогают. Пока ни одна верующая не была подвергнута аресту за участие в акциях протеста».
И все же светские власти Азербайджана с настороженностью следят за Исламской партией Азербайджана. В 1995 году партия лишилась регистрации после того, как власти заявили, что южный сосед республики Иран, тоже являющийся государством с преимущественно шиитским населением, использует партию для разжигания беспорядков. Лидер партии Мовсум Самедов отбывает в настоящее время 12-летний тюремный срок по обвинению в попытке захвата власти, предъявленному ему после размещении на сервисе YouTube видеовыступления с критикой в адрес президента Ильхама Алиева.
По словам официального представителя Национального совета Октая Гулалиева, участие организации в оппозиционных акциях протеста является просто отражением того факта, что нарушения властями гражданских прав затрагивают всех жителей республики вне зависимости от их происхождения. «Наши сторонники – это люди из самых разных слоев общества, в том числе и верующие», – сказал он.
Ссылаясь на поддержку митингующими устоявшихся политических партий, Ариф Юнусов также не видит в их действиях признаков радикализма. «С моей точки зрения, участие шиитских верующих в акциях протестов не носит радикального характера. Они пытаются воспользоваться возможностью реализовать свои конституционные права граждан Азербайджана».
Как отмечает член Исламской партии Азербайджана Натиг Керимов, являющийся делегатом в Национальный совет, партия решила поддержать Нацсовет, «потому что он объединяет демократические силы страны и нацелен на изменение политической системы и искоренение коррупции».
Хотя представительницы женского совета выступают за расширение прав верующих – в особенности за ношение хиджаба в учебных заведениях, что являлось целью прежних акций протеста – они увязывают этот процесс с защитой других гражданских прав.
«Хиджаб для нас – огромная проблема, – отмечает 38-летняя Фатима Салимова. – Почему верующие женщины не могут пользоваться дарованным им конституцией правом на ношение хиджаба в рамках реализации своего права на свободу вероисповедания, тогда как остальные женщины Азербайджана могут носить все, что им заблагорассудится? Мы не единственные, чьи права ущемляются, с этим сталкиваются все граждане».
Многие из активисток совета, включая Новрасту Ибрагимову, возглавляющую общество «Солдатские матери Азербайджана», выступают также за прекращение издевательств над призывниками. Этой проблеме был посвящен неорганизованный массовый митинг, прошедший в январе этого года в Баку.
На взгляд Арифа Юнусова, это ощущение общности целей может на самом деле послужить катализатором, который подвигнет и других мусульманок последовать примеру представительниц женского совета по мере сплочения мусульманских активистов с представителями других слоев общества – журналистами, работниками организаций гражданского общества и политиками, тоже полагающими, что власти ущемляют их права.
«Их круг будет расширяться, – прогнозирует он. – И это будет происходить в рамках возрастания роли ислама в Азербайджане».
Однако пока, отправляясь на акции протеста – на данном этапе только в пределах Баку – Новраста Ибрагимова и ее коллеги не вступают во взаимодействие с представительницами светских кругов Азербайджана. Членство в женском совете, по словам Новрасты Ибрагимовой, не формируется по одному религиозному признаку, но в совет представительницы светских кругов пока не вступали.
Однако Новруза Ибрагимова не теряет надежды. «Мы хотим, чтобы другие женщины поняли: наше различие состоит лишь в том, что мы исповедуем ислам, – говорит она. – Только и всего».
Шахла Султанова является независимой журналисткой, специализирующейся на освещении азербайджанских событий.
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).