НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. В последние годы Азербайджан и Иран развернули борьбу вокруг серьезных вопросов, связанных с религией и освоением энергоресурсов Каспия. А теперь они схлестнулись еще и по поводу лошадей.
Сопредельные страны не могут сойтись во мнении по вопросу о происхождении човгана – распространенной на Востоке игры типа конного поло, включенной недавно ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, тесно связанного с Азербайджаном. По имеющимся сообщениям, немалую закулисную работу по продвижению данного вопроса среди представителей ЮНЕСКО проделала посол доброй воли ЮНЕСКО, первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева.
На первый взгляд човган не тянет на повод для международного раздора. Это не профессиональный вид спорта, им не увлекаются сливки общества. Большую часть двух бакинских команд составляют инструкторы верховой езды, ряды региональных команд зачастую формируются из местных фермеров.
В целом в этом виде спорта в Азербайджане состязаются 20 команд, матчи часто не привлекают большого количества зрителей. С каждой стороны в игре участвует по 12 игроков, а сама игра мало чем отличается от поло – только мяч большего размера и игровое поле длиной 150 – 200 метров скорее песчаное, чем травяное. Игроки носят не белые бриджи, а традиционную одежду, и матчи по човгану длятся всего 30 минут с одним десятиминутным перерывом.
Судя по всему, в ирано-азербайджанском конфликте определенную роль играет именно сходство човгана с поло и приближенность этой игры к сильным и богатым мира сего.
Богатые и влиятельные в Баку, похоже, полагают, что признание ЮНЕСКО может открыть Азербайджану врата в мир поло. По словам местных тренеров, игроки в човган составят новую национальную сборную Азербайджана по игре в поло – 7 декабря страна вступила в Международную федерацию поло. В октябре команда провела товарищеский матч с командой поло из Аргентины.
«Поло – это модернизированная и, я бы сказал, более цивилизованная форма човгана», – говорит 48-летний тренер бакинской команды «Серхедчи» («Пограничник») и видный игрок в човган советских времен Шукур Валиев.
Азербайджан пытается сегодня позиционировать свою страну как колыбель игры в поло, что вызывает негодование в Иране. Многие в Иране полагают, что игра зародилась в Персии, а не на азербайджанской земле. В октябре Исламская Республика Иран объявила поход против включения човгана в список культурного наследия ЮНЕСКО в качестве «азербайджанской игры». Недавно к этим протестам присоединилась и центральноазиатская республика Таджикистан, где сильно персидское культурное влияние.
В Баку, привыкшем к критике со стороны своего южного, родственного по шиитской вере соседа, взяли курс на примирительную позицию, признавая, что этот спорт – не только азербайджанский. «Човган распространен на всем Востоке», – отметил на состоявшейся 3 декабря пресс-конференции министр культуры и туризма Азербайджана Абульфаз Гараев.
Рвение Ирана в отношении човгана, должно быть, направлено «на развитие игры», великодушно пояснил министр. «Я не думаю, что это небольшое недопонимание может повредить дружественным отношениям между Азербайджаном и Ираном».
Човган – не единственный культурный аспект, спровоцировавший двустороннее противостояние. В настоящее время два государства ведут спор о происхождении легендарного поэта XII-XIII вв. Низами Гянджеви, жившего в городе Гянджа в центральном Азербайджане.
Тюркское происхождение човгана – игры, распространенной главным образом в тюркских странах – представляется очевидным сотруднику Института этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана Физули Баяту. Изображения этой игры можно найти на фрагментах древних азербайджанских миниатюр и сосуда XI века, о ней также упоминается в тюркском эпосе «Китаби Деде Коркут». Правила игры излагаются в исторических рукописях.
«В нее играли также в Иране и Индии, но представители тюркских народов этих земель», – говорит ученый. Аналогичные игры с иным названием также имелись в Афганистане и на Балканах, добавляет он. А у северной соседки Азербайджана – Грузии – тоже имеется похожая на човган игра под названием исинди, отмечает Шукур Валиев.
Азербайджан явно полагает, что признание ЮНЕСКО может оказать содействие и в продвижении определенных политических задач. Как явствует из рекламы, транслируемой по каналам Си-эн-эн и Евроньюс, човган может послужить средством пиара в предпринимаемых республикой усилиях по привлечению международного внимания к давно буксующей нагорно-карабахской проблеме.
Характерной особенностью данного вида спорта, согласно заявке Азербайджана в ЮНЕСКО, является использование в ней особой породы коротконогих лошадей, известной как «карабахская».
«Из-за нагорно-карабахского конфликта данный вид спорта находится под угрозой, – заявил министр культуры и туризма Гараев. – Популяция карабахских лошадей не увеличивается».
Работы по сохранению кротких карабахских лошадей сосредоточены в городе Шеки на севере страны, где проводится два ежегодных турнира по човгану, включая Кубок Президента Азербайджана с участием 16 команд, проводимый 16 декабря.
Помимо девятикратного чемпиона Шеки, сильным конкурентом считается команда из подконтрольной Азербайджану территории Агдамского района на границе с Карабахом. Чемпионом на сегодняшний день числится город Агстафа на севере-западе страны неподалеку от армянской границы.
Спонсором бакинской команды «Серхедчи» выступает Государственная пограничная служба АР, а начальник этой службы, Эльчин Гулиев, возглавляет Федерацию конного спорта Азербайджана. По словам тренера команды «Серхедчи» Валиева, федерация осуществляет уход за всеми лошадьми, участвующими в игре човган, снабжает игроков спортивной экипировкой, поддерживает в должном состоянии поля для игры в човган и обеспечивает доставку спортсменов на турниры и обратно.
Пусть Баку с Тегераном и вступили в дебаты из-за човгана, они планируют совместными усилиями добиться включения в олимпийские виды спорта другого состязания – варианта борьбы под названием «зорхана».
В октябре посол Ирана Мохсен Пакайин встретился с местными борцами с целью обсуждения вопроса о признании данного вида спорта, сообщило информагентство «Тренд». «Зорхана – общее культурное наследие Азербайджана и Ирана, – отметил дипломат. – Этот вид спорта способствует углублению дружественных отношений не только между нашими двумя странами, но и между нашими народами».
Согласно сведениям из информированного источника, совместной заявки в Международный олимпийский комитет от стран пока не поступало. Правда, данный вид спорта планируется включить в программу соревнований Исламских игр солидарности, которые пройдут в Баку в 2017 году.
Шахин Аббасов является независимым бакинским журналистом
Подписывайтесь на бесплатную еженедельную рассылку Eurasianet (на английском языке).